Потребительский спрос смещается в сторону базовых продуктов. Население торопится потратить деньги, которые у них есть, при этом на горизонте 12-14 месяцев падения доходов ожидать не стоит. В связи с этим продовольственный ритейл получит относительно хороший финансовый результат и улучшающуюся динамику в последующие два года. Бенефициарами тут станут такие сети, как Х5 и Магнит.
Одни из последних новостей: на прошлой неделе из России ушли крупные западные игроки рекламного рынка. Мы увидели радикальное сокращение рекламного «инвентаря» в России за счет того, что все основные западные игроки перестали участвовать в этом рынке. Думаю, что ждать их быстрого возвращения — именно как рекламных игроков — не стоит. Конечно, люди будут продолжать пользоваться этими ресурсами, но это другие инструменты и не те площадки, на которых будут размещаться рекламные объявления.
В моменте происходит сильное падение рынка рекламы: ушел большой «инвентарь» (Instagram, Facebook, Google), уходят большие рекламодатели. Сейчас падение этого рынка я оцениваю в районе 10-20% в 2022 году (для сравнения, в 2014 году он сократился в целом на 10%). Но это будет краткосрочное влияние.
Если смотреть на долгосрочную перспективу, то это возможность для российских технологических компаний. Сейчас мы увидим, с одной стороны, большой рост монетизируемой аудитории, интерес рекламщиков к этому «инвентарю» (Яндекс, VK), бюджеты будут перераспределяться в их сторону. С другой стороны, есть вопрос эффективности (как мне кажется, решаемый), но он связан с технологической составляющей — как быстро все будет доделано, обновлено.
Если резюмировать, то сейчас открываются большие возможности для российских компаний, которые пошли по китайской модели (2-3 холдинга, которые будут контролировать практически всю интернет-картину в стране). Безусловно, бенефициары этого процесса — Яндекс и, возможно, VK как самая крупная социальная сеть с российскими пользователями.
Дима Виктор
«Атон»