Основное о новых санкциях. Похоже на то, что несколько урезанному в своих масштабах, нефтяному эмбарго от старушки Европы все же быть.
Нефтяное «недоэмбарго». Глава Евросовета Шарль Мишель заявил, что лидеры стран Евросоюза договорились о запрете на импорт двух третей нефти из России. Отмечается, что страны ЕС планируют сократить импорт нефти из России до 90% к концу 2022 г.
Упиравшейся Венгрии пообещали не перекрывать нефть через нефтепровод Дружба. Кстати, опасения Виктора Орбана были связаны не только с запретом покупать нефть, но и с голосами с Украины, предполагавшими, что с самим нефтепроводом может что-то случиться. Для того, чтобы уговорить его подписаться под всем пакетом санкций, ЕС обещал Венгрии компенсировать выпадающие объемы в случае форс-мажора с нефтепроводом.
Цены на нефть моментально отреагировали. Нефтяные фьючерсы полетели вверх дальше. Brent в настоящий момент торгуется на уровне $123,8. Вчера заявления Федуна. Сегодня – решение Евросоюза. Интересно… какую причину завтра найдут для обоснования дальнейшего роста цен на черное золото.
Пожалуй, как и говорил вчера, начну потихоньку фиксировать «не обособленышей» в сфере нефтянки. На таком хайпе, пожалуй, можно немного и продать подросшие акции нефтяных компаний. На ближайшее время все плохое уже случилось, и некоторый откат цен, скорее всего, должен произойти. С другой стороны, локдауны в Китае ослабляют. Чем не повод для нового роста?
«Недоэмбарго» – это, по подсчетам все того же агентства, потеря для страны примерно $22 млрд ежегодно. Правда, подсчет этот довольно приблизительный: $10 млрд от переориентации морских перевозок +$12 млрд от северной ветки нефтепровода Дружба. Она идет в Польшу и Германию, которые заявляют о намерении отказаться от всех российских поставок. Немало, даже если сами цифры не до конца точны.
Подводим итог. Нефтяное эмбарго. Пусть и в урезанном виде. Неприятно. Достаточно болезненно. Но при текущих ценах на нефть российская экономика почувствует это скорее всего не сразу. Для ряда российских компаний это переориентация потоков, дополнительные большие затраты. И возможно сжатие бизнеса.
Коган Евгений
НИУ ВШЭ
Ну а общее ощущение… кольца санкционного удава медленно но верно сжимаются. Пострадавшие от этого в целом все. Кто в плюсе – крупные международные нефтяные концерны, ну и страны а-ля Саудовская Аравия.