С одной стороны, Mail.ru и «Сбербанк» опоздали с тем, чтобы заработать на быстрорастущем рынке. По оценкам специалистов этого сегмента, отраженных, например, в статистике auto.vesti.ru, сейчас в каршеринге используется 21 000 автомобилей и их было порядка 10 000 в 2018 г. Количество пользователей – несколько сотен тысяч человек. Если оценивать эти тренды и принимать во внимание долю наиболее обеспеченных граждан, проживающих в крупных городах, которые могут и хотят пользоваться услугами каршеринга, то придется признать, что увеличение рынка трехначными темпами годового прироста закончится уже через два три года.
На этом фоне, учитывая жесткие монетарные и бюджетные условия в российской экономике, на рынке уже сейчас ожидаемо идет активизация обращения каршеринговых компаний к банкам и крупным корпорациям, косвенно связанных со сферой услуг, с целью получения от них финансовой помощи за счет которой они планируют начать политику выдавливания других игроков.
Этой ситуацией воспользовались Mail.ru и «Сбербанк» и, с этой точки зрения их приход на рынок своевременен. Что касается перспектив, то при сохранении прочного альянса Mail.ru и «Сбербанка» и, учитывая пример «Яндекс.Такси», доля каршеринга в выручке Mail.ru group возможно составит более 30%. Данные прогноз учитывает, что число пользователей каршеринга – перед относительной стабилизацией этого показателя, может составить в итоге 2–3 млн человек, а суммарная выручка – от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей.
Осин Александр
ИК «Фридом Финанс»