Как обрисовывает сегодня ситуацию газета «Коммерсантъ», один из вариантов сдерживания роста цен на нефтепродукты — обложить весь их экспорт пошлиной в размере $250/т, если НПЗ не продает определенный объем своего производства на внутреннем рынке. Другой вариант — полностью запретить экспорт нефтепродуктов, чтобы насытить отечественный рынок.
Относительно мягкие меры (экспортная пошлина в $250 на тонну) должны мотивировать производителей поставлять больше на внутренний рынок, и последствия для компаний могут оказаться соразмерными масштабу снижения внутренних цен. Кроме того, с применением данной пошлины цены могут упасть ниже предельных значений, установленных для выплаты топливного демпфера.
Вариант с мягкими мерами мы считаем в общем и целом негативным для нефтяного сектора, при этом Газпром нефть, Татнефть и Башнефть с их относительно высокой долей продаж нефтепродуктов внутри страны (>40% от общей выручки) окажутся в худшем положении по сравнению с Роснефтью, ЛУКОЙЛом (~20%) или Сургутнефтегазом (10%).
Сама по себе пошлина в $250/т (~25 000 руб/т) не повлияет на то, что экспортная альтернатива в случае светлых нефтепродуктов оказывается выше, чем цена в России. В августе, например, экспортная альтернатива дизельного топлива составляла 105 228 руб/т при цене на внутреннем рынке в 64 327 руб.
Мы считаем полный запрет на экспорт неэффективной мерой в силу особенностей НПЗ (одни всегда работали преимущественно на экспорт, другие — на внутренний рынок), а невозможность быстро наладить каналы сбыта на внутреннем рынке сократит спрос со стороны всей нефтеперерабатывающей отрасли, а в конечном счете и уменьшит добычу нефти. В российской истории уже был временный запрет на экспорт бензина в 2011 г., но доля его поставок за рубеж относительно невелика — лишь 10–11% от производимых объемов (в случае же дизельного топлива и мазута на экспорт приходится 40% и 70% соответственно).
Бахтин Кирилл
ИБ «Синара»