Вот взять так, и предложить Москве — а давайте друзья дорогие, мы для вас установим цену, к примеру процентов на 50 ниже рыночной. Или на 60. А еще лучше — на все 70. А Москва разумеется согласится. А как ей не согласиться-то?
Вам это не напоминает старый анекдот про выдачу замуж дочки Рокфеллера. Ну тот, где все заканчивается словами — «осталось лишь уговорить старика Рокфеллера. Но это уже такая мелочь...» Если серьезнее, то идея появилась не на пустом месте. Россия и так продает нефть в Индию и Китай со скидками. По данным Блумберг дисконт Urals к Brent составляет $29 за баррель, и практически держится на таком уровне с конца марта.
Похоже, что бабушке Йеллен не нравится, что как-то это неформально и ненадежно. Надо, так сказать, закрепить. Да и сам дисконт увеличить. Почему всего $29? Если уж прикасаться к токсичной российской нефти, то давайте сразу за -$50! Красиво? Нефти на рынке будет много, цены станут снижаться, а Россия будет продавать еще ниже. Все (почти) довольны. Иначе от санкций только западные потребители и страдают. Выигрывают шейхи и жадные сланцевики, а России все равно, дисконт покрывается общим ростом цен.
Для начала надо убедить всех потенциальных покупателей в токсичности товара. Кто-то уже вводит эмбарго, кому-то другому надо пригрозить вторичными санкциями. В итоге создать для российской нефти отдельный рынок, где нефть будет стоить сильно дешевле, чем в остальном мире. Тех, кто будет покупать в обход этого псевдорынка, жестко преследовать.
Потенциальным покупателям российской нефти такая идея может даже понравиться. А что? Они станут кивать на то, что страшно боятся вторичных санкций и требовать еще большего дисконта, чем сейчас. В американской администрации, вероятно, рассчитывают, что Россия окажется в безвыходном положении и согласится на такой грабеж. Сомнительно. Решать проблемы американских водителей за свой счет — так себе затея.
Коган Евгений
НИУ ВШЭ
Просчитывает ли г-жа Йеллен риск того, что поставки из России в самом деле рухнут? И для азиатских покупателей любые санкции покажутся не такими страшными на фоне бардака, который наступит в их экономиках после взлета цен к $200 за баррель?