Ритейлер «Лента» во вторник, 1 февраля, объявил о завершении сделки по покупке онлайн-ритейлера «Утконос». Цена покупки на момент закрытия составила 20 млрд руб. В результате приобретения доля «Ленты» на онлайн-рынке Москвы составит приблизительно 11%.
«Лента» о приобретении онлайн-ретейлера «Утконос» сообщила еще 16 декабря 2021 года. Для оплаты сделки Лента проведет допэмиссию акций на 20 млрд руб. в пользу «Севергрупп» (выступает продавцом Утконоса). Другие акционеры «Ленты» имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций. Цена подписки составит 1087 рублей за одну акцию. Соответственно, всеобщее собрание акционеров (ВОСА), на котором будет рассматриваться вопрос об увеличении уставного капитала путем подписки, будет проведено 11 февраля 2022 года. Датой, на которую определяются лица, имеющие право на участие в ВОСА, является 19 января 2022 года.
Напомним, 27 января «Лента» опубликовала операционные результаты за IV квартал и 12 месяцев 2021 года. Выручка ритейлера в IV квартале выросла на 18,6% г/г до 147,3 млрд рублей. Выручка по итогам 2021 года повысилась на 8,6% до 483,6 млрд рублей. Существенный рост финансовых показателей «Ленты» в IV квартале в годовом сопоставлении (как и в III квартале ранее) связан с консолидацией приобретенных розничных сетей «Билла» и «Семья». Эти приобретения в совокупности одномоментно добавили сети более 230 магазинов в середине прошлого года. При этом основной формат «Ленты» — гипермаркеты — в IV квартале увеличили выручку лишь на 9,0% г/г, тогда как по итогам всего 2021 года показатель порос всего на 4,4%. Онлайн-продажи росли куда более динамично, но на них приходилось менее 5% совокупной розничной выручки. Возможно приобретение «Утконоса» несколько улучшит ситуацию.
Шульгин Михаил
«Открытие Инвестиции»
«Утконос» является первопроходцем сегмента e-grocery в России и обладает уникальным опытом управления дарксторами, а также имеет базу лояльных покупателей и широчайший ассортимент продуктов среди онлайн и офлайн продуктовых ритейлеров в России, говорится в пресс-релизе «Ленты».
По данным Infoline, в 2020 году общий объём оборота товаров (Gross Merchandise Volume; GMV) в российском e-grocery достиг 153 млрд рублей. Авторы исследования Infoline прогнозируют, что оборот по итогам 2021 года составит 321 млрд рублей (+110% к 2020 году). Ожидается, что e-grocery в России будет наращивать свою долю в розничной торговле в среднем на 0,5–0,7 п. п. в год. К 2026 году показатель увеличится в семь раз относительно 2020 года, достигнет 1,19 трлн рублей и почти 5% всех покупок товаров повседневного спроса в России будут совершаться в интернете.
Динамика акций. Акции «Ленты» по состоянию на 17:00 мск росли в цене на 1,5% до 907,5 руб., а депозитарные расписки прибавляли 2,3% до 173,2 руб. При этом индекс МосБиржи демонстрировал рост на 0,95%, поэтому бумаги смотрелись несколько лучше рынка.
Мосбиржа прекратит торги расписками «Ленты» 19 апреля в рамках процесса завершения редомиляции. «Лента», которая ранее была зарегистрирована на Британских Виргинских островах, а потом на Кипре, зарегистрировала головную структуру в России — в специальном административном районе на острове Октябрьский Калининградской области. Это даст возможность применять 5%-ную ставку к удерживаемому налогу на дивиденды, выплачиваемые в пользу нероссийских акционеров. «Лента» провела в конце минувшего года листинг акций на Мосбирже. Делистинг планировался на 1 квартал 2022 г. При этом ГДР в Лондоне будут торговаться, как и прежде.