Преследуя цель – рост акционерной стоимости – «Сбербанк» выбрал нестандартный для банка путь. Менеджмент решил активно инвестировать в IT направление. В расчете на то, что самые крупные из них будущем смогут выйти на IPO. Эти проекты перспективны, но важно понимать, что в масштабах банка они небольшие и принесут заметный вклад только через несколько лет. Инвестировать в «Сбербанк» исходя из ожиданий роста этих проектов нецелесообразно.
Инвесторы всегда оценивали IT-компании выше банков из-за более высоких ожидаемых темпов роста. Поэтому, когда IT-«дочки» «Сбербанка» будут торговаться на бирже их мультипликатор будет выше банковского, тогда и мультипликатор самого банка станет выше, чем по индустрии. Из-за этого банк инвестирует часть средств не в расширение кредитного портфеля, а именно в свою экосистему. Но, вероятно, эффект от этого будет не крупным, ориентировочно 20%.
По итогам 9 месяцев 2019 г. эффект от непрофильных активов увеличил чистую прибыль на 22 млрд руб, что эквивалентно 3% от чистой прибыли.
Проекты «Сбербанка» представлены в очень широком спектре направлений, охватывая сегменты B2B, B2C и B2G.
Это позволяет проектами развиваться независимо друг от друга из-за разных рынков, стратегий, возраста проекта и менеджмента.
Безусловно, у части проектов возможны синергии, что также добавляет им стоимость, но преимущественно они никак не связаны друг с другом. Т.е. неудача одного не повлияет на других.
«Сбербанк» также диверсифицирован по партнерам. Например, в сегменте eCom у банка СП с «Яндексом» – «Яндекс Маркет» и «Беру». Недавно закрылся проект Bringly.
При этом у «Сбербанка» СП с Mail.ru Group (MRG) в сегменте транспорта: такси «Ситимобил», каршеринг YouDrive и доставка готовой еды Delivery Club, доставка еды из магазинов «Сбермаркет» (бывший Intamart). Т.е. в данных направлениях у банка конкуренция с Яндексом, развивающим: «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Драйв».
Как пишет в пресс-релизе банк: «Таким образом, оценка стоимости СП при достижении целевых показателей превысит 100 млрд руб.»
Текущая рыночная капитализация банка 5 368 млрд руб, т.е выход на IPO СП с MRG составит 1-2% в масштабах банка. Другие крупные проекты под IPO Rambler (включая Okko), СП с «Яндексом» и VisionLabs.
Самый зрелый проект Rambler, но и там возможен рост. Rambler долгое время был известен поисковиком, который постепенно уступил долю Яндексу, Google. В последние годы Rambler развивался как медиахолдинг.
«Сбербанк» владеет 46,5% компании, инвестировав в нее 9-11 млрд руб, т.е. текущая стоимость группы около 20 млрд.
Генеральный директор Рафаэль Абрамян в интервью РБК говорил: «У нас есть такой план, я бы даже сказал, что это план А для компании — через два-три года стать публичной, к тому моменту увеличившись до размеров, достойных хорошего размещения», — сказал Абрамян.
На какой именно бирже будет проведено IPO в Rambler Group, по словам Абрамяна, пока не обсуждали, а срок два-три года определяется текущими темпами роста Rambler Group и, в частности, тем, что выручка онлайн-кинотеатра Okko ежегодно удваивается, а выручка медийных активов компании прибавляет, по словам Абрамяна, 20–25% в год.
«Если такими же темпами все будет происходить, через три года это будет уже не small cap(компания с маленькой капитализацией. — РБК), а нормальная. Все, что (оценка компании. — РБК) более $500 млн, это имеет смысл. Планы по выручке не раскрываем, но очевидно, что выручка Okkoи EBITDA медийной части Rambler Group — это будет основное», — пояснил Абрамян. Гипотетически $500 млн это около 32 млрд руб.
Okko фактически первым, кто в России начал развивать спортивные трансляции в рамках онлайн кинотеатра, направление пока только развивается в мире. Т.е. проект расширяется в разных направлениях.
Более крупный проект в сегменте e-commerce Яндекс.Маркет и Яндекс.Деньги – Доля «Сбербанка» в проекте 45%, размер инвестиций банка 30 млрд руб. Таким образом, с учетом роста стоимость СП на IPO на горизонте 3-5 лет. Фактически здесь также речь идет о порядке 100 млрд руб.
Другой проект Visionlab, занимающийся машинным обучением, менее прозрачная история по данным Crunchbase общий объем инвестиций в проект – 300 млрд руб в 2016 г, доля банка – 25%, т.е. этот проект теоретически уже сможет принести к акционерной стоимости около 100 млрд руб в будущем.
В сухом остатке, проекты перспективны, прибыльны для банка, но глобально они суммарно смогут стоить около 10-15% от текущей капитализации банка, с учетом разных сценариев. При этом произойдет это только в перспективе нескольких лет.
Безусловно, эти инвестиции положительны для банка и не «сжигание денег», но в масштабах всего банка они будут незначительны. И в ближайшее время банковский бизнес продолжит определять результаты «Сбербанка».
Invest Heroes