Фонд общественных интересов будет согласовывать сделки по консолидации 10% и более голосующих или экономических акций «Яндекса» в одних руках. В него войдут представители крупных ВУЗов, школ и 3 человека из «Яндекса». Полагаю, Фонд общественных интересов будет подконтролен государству и будет защищать соответствующую позицию. Если государство хочет получить контроль в «Яндексе», конечно, этот фонд даст ему такую возможность, а вот остальные сделки он может «тормозить».
Полномочия фонда… Я бы не сказал, что они не влияют на экономическую, операционную и стратегическую деятельность, как сказано в новости. Судите сами: фонд сможет выдвигать двух человек в совет директоров «Яндекса», в отдельных случаях заменять собой гендиректора компании и получит «золотую акцию» от «Сбербанка».
То есть фонд может сместить гендира, если посчитает нужным — уже достаточно, чтобы повлиять на бизнес. И, разумеется, такая возможность будет оказывать упреждающий эффект — к интересам фонда (а через него транслируются интересы государства) будут внимательно прислушиваться при принятии любых решений.
Вспомним, на чем распродавали «Яндекс». На том, что хотят запретить нерезидентам владеть его акциями. До этого был случай распродажи на слухах о поглощении «Сбербанком». Что у этих случаев общего? Страх госконтроля у нерезидентов, которые оценивают госкомпании дешевле, чем частные.
Госконтроль над «Яндексом» усилился. До этого была просто золотая акция у «Сбербанка» (госкомпании). «Золотая акция» обязывает руководство «Яндекса» согласовывать с банком все крупные сделки. Она может блокировать консолидацию 25% акций «Яндекса» в руках одного инвестора.
По новости эта же акция будет у Фонда. Только к этим полномочиям теперь Фонд общественных интересов будет иметь новые, которых не было у «Сбербанка»:
— Участие в совете директоров;
— Возможность заменять генерального директора;
— Контроль по решениям о консолидации более 10% в руках одного инвестора – по сути, решение, кто может быть крупным акционером компании, а кто не может.
Поскольку было «А», а стало «А+Б», очевидно, что госконтроль в «Яндексе» усилился. Более того, заложен фундамент для поглощения компании государством – никому крупному без одобрения Фонда акции не смогут быть проданы.
Байбек – возможность снизить присутствие нерезидентов и поддержать котировки. Интересно, что «Яндекс» запустил байбек одновременно с этой новостью — вероятно, будет предложение на NASDAQ, и «Яндекс» соберёт обратно около 4% акций. А в свободном обращении с американской биржи (300$ млн объем байбека и 8 100+$ млн сейчас стоят все акции класса А на бирже NASDAQ). Волож обещал не продавать свой пакет два года — через два года контроль может получить государство, вместе с пакетом казначейки.
Я думаю, что цель байбека скорее в выкупе с NASDAQ, чем в поддержании котировок. Но дополнительный спрос всегда создает поддержку акциям – с этим не поспоришь. Из-за него акцию может быть трудно шортить.
Будущее «Яндекса» – быть госкомпанией. Я думаю, все идет к его поглощению государством на горизонте 2-3 лет. Это крупная компания, которая контролирует значительную часть информационного поля в России – в целом, контроль над такими вещами соответствует стратегии государства, которую мы наблюдаем – снижение рисков в информационном поле (подтверждение – контроль над СМИ, «пакет Яровой», рассмотрение доступа в интернет по паспорту).
В краткосроке ее может поддерживать байбек – то, как ситуация в «Яндексе» будет развиваться в ближайшие дни, зависит от того, как новости воспримут нерезиденты. Я думаю, от заголовков новостей в Bloomberg будет зависеть реакция рынка – они могут понять, что усилился госконтроль и побежать из акций, а могут обрадоваться байбеку и покупать до тех пор, пока кто-то, вроде Bell, не «объяснит» им суть новостей, как было перед последним заседанием Госдумы по законопроекту о «Яндексе».
Invest Heroes
Таймлайн новостей:
19 ноября Правление «Сбербанка» рассмотрит возвращение золотой акции;
20 декабря собрание акционеров рассмотрит ввод в управление структуру «Фонда национальных интересов»