Акции «Аэрофлота» могут быть интересными в долгосрочной перспективе.
Для них характерна высокая инерционность. Но сейчас бумаги пришли в состояние временного равновесия около отметки 100 руб. В качестве основной причины текущего ухудшения финансовых показателей указывается сильный годовой рост стоимости авиационного топлива. Обвал нефтяных котировок не оказал явной поддержки. Основным риском для этих акций остается угроза введения адресных санкций со стороны США. Такое мнение высказали эксперты в ходе онлайн-конференции "
Акции и рубль в 2018 году: победители и аутсайдеры" на Finam.ru.
Тимур Нигматуллин, аналитик АО «Открытие Брокер»: Авиакомпании в РФ попали в своего рода «ножницы». С одной стороны, авиаперевозчики в условиях 10% падения реальных располагаемых доходов за 5 лет кризиса не могут повысить цены, не потеряв в объеме перевозок. С другой стороны — растет себестоимость на фоне роста цен на топливо. Так, на топливо приходится около 30% в структуре операционных расходов. При этом, несмотря на обвальное снижение цен на нефть в рублях (-40% за 3 месяца) из-за ошибок правительства в регулировании топливной сферы и низкой конкуренции цены на авиатопливо росли весь год и в ноябре 2018 составили 38,8 тыс. руб. за тонну керосина (+20%). Пока мы не увидим снижения цен на топливо и/или активное субсидирование отрасли со стороны государства, покупать бумаги преждевременно.
Виталий Манжос , старший риск-менеджер «Алго Капитал»: Выражение «точка опоры» хорошо подходит к текущему состоянию акций «Аэрофлота» (AFLT RM). Для этих бумаг характерна высокая инерционность. Но сейчас они пришли в состояние временного равновесия около отметки 100 руб. В качестве основной причины текущего ухудшения финансовых показателей указывается сильный годовой рост стоимости авиационного топлива. Тем не менее, обвальное трехмесячное падение нефтяных котировок не оказало этим бумагам явной поддержки. Основным риском для этих акций остается угроза введения адресных санкций со стороны США в начале 2018 года. До момента появления определенности в указанном вопросе они могут продолжить движение вблизи текущего уровня.
Денис Иконников, аналитик ИК QBF: Акции «Аэрофлота» могут быть интересными в долгосрочной перспективе в связи с ежегодно растущим пассажиропотоком. Согласно стратегии развития «Аэрофлота», компания увеличит перевозки пассажиров в 2 раза в последующие 5 лет до 100 млн человек. Тем не менее ключевой проблемой «Аэрофлота» остается цена на топливо, которое занимает порядка 25% в структуре себестоимости. Учитывая существенный рост цен на керосин в 2018 году на фоне увеличения цен на нефть в первые 9 мес. 2018 года, а также ослабление рубля, в ближайшей перспективе акции компании останутся под давлением. Инвесторы могли бы положительно оценить принятие эффективной системы хеджирования колебаний цен на топливо, что несколько бы облегчило выполнение плана по достижению капитализации «Аэрофлота» в 400 млрд руб. к 2023 году.
Анастасия Соснова, аналитик ИК «Фридом Финанс»: Средняя цена на авиакеросин в российских аэропортах, данные по которой предоставляет Росавиация, выросла на 25% по сравнению с ноябрем 2017 года. Пока проблемы авиаотрасли не так сильно заметны, поскольку рынок перевозок в целом рос. С начала 2018 года объем грузоперевозок российских авиакомпаний вырос на 3%, рост пассажиропотока составил 10%. При этом в рост пассажиропотока в 2018 году внес весомую лепту Чемпионат мира по футболу. В следующем году из-за снижения покупательской способности россиян на фоне роста цен возможно не только замедление темпов роста, но и сокращение пассажиропотока, а также в связи с общим замедлением экономики и внутреннего спроса — грузоперевозок. Поэтому компании авиаотрасли не выглядят привлекательно для инвестиций.
Теперь же снова рост — рост!