«Аэрофлот» опубликовал вчера результаты за 3К20 по МСФО и провел телефонную конференцию для их обсуждения. Ниже приводятся основные выдержки.
Россия оказалась в числе наиболее динамично восстанавливающихся авиационных рынков мира. В 3К20 пассажиропоток на внутренних направлениях уже был довольно близок к уровням 3К19. Важно, что авиакомпания «Победа» сумела воспользоваться этим восстановлением к своей выгоде: ее пассажиропоток в 3К20 вырос на 12,1% относительно 3К19. В октябре пассажиропоток увеличился на 10,6%. Победе удалось заработать 3,65 млрд руб. чистой прибыли в 3К20, и у нее положительная чистая прибыль даже за 9М20. С учетом ситуации в авиационной отрасли это исключительный результат. Пока внутренний рынок восстанавливался в условиях значительных избыточных мощностей, удельная выручка на пассажирокилометр на внутренних рейсах снизилась в 3К20 на 16,8% по сравнению с 3К19. В 4К20 Аэрофлот ожидает неблагоприятной динамики в сравнении с результатами за 3К20, что объясняется не только последствиями коронавируса и ужесточения мер по борьбе с ним, но также и сезонностью. В ответ на это Аэрофлот снова оптимизировал мощности в попытке ограничить денежные расходы.
На международных маршрутах хорошим спросом пользовались открытые направления (среди которых по числу рейсов в неделю лидирует Турция). Более того, поскольку число маршрутов очень ограничено, динамика удельной выручки на пассажирокилометр очень сильно отличалась от динамики этого показателя на внутренних рейсах: в рублях он вырос на 68% по сравнению с 3К19.
В 2021 году Аэрофлот ожидает восстановления внутреннего рынка до уровня 2019 года. Это произойдет в апреле, тогда же начнут восстанавливаться международные направления. Дальнейшее усиление конкуренции на внутреннем рынке, а также снижение удельной выручки на пассажирокилометр на международных маршрутах в сравнении с текущими завышенными уровнями предвещают снижение средней удельной выручки на пассажирокиломер в 2021 году в рублевом выражении в пределах 10%.
Важно отметить, что в 2К20-3К20 прослеживается значимый позитивный эффект от реструктуризации лизинговых контрактов. В 4К20 этот эффект должен существенно уменьшиться, а в 2021 году влияние этого фактора на денежные потоки может стать негативным, т. к. компания должна будет начать погашать отсроченные лизинговые платежи. По нашим подсчетам, в 2К20 лизинговые платежи Аэрофлота сократились примерно на 76% по сравнению с 2К19, с 35 млрд руб. до 8 млрд руб. В 3К20 они упали на 50% относительно 3К19, с 31 млрд руб. до 15 млрд руб. С началом 4К20 мы ожидаем восстановления лизинговых платежей до 30-35 млрд руб. в квартал. Тем не менее прирост ликвидности за счет допэмиссии акций (на 80 млрд руб.), невыбранные кредитные линии в объеме 148 млрд руб. и возврат в 2021-2023 году 57 млрд руб. предоплат за заказанные ранее самолеты обеспечат довольно мощную поддержку на период восстановления.
Корначев Федор
Ержанов Ильяс
Sberbank CIB