После включения ряда российских юридических лиц в новую редакцию списка SDN (Список лиц особой категории), опубликованную вчера OFAC (Управлением по контролю за иностранными активами Казначейства США), мы отмечаем значительные риски для российской газовой отрасли на фоне роста санкционного давления в отношении ключевых строительных подрядчиков, инжиниринговых и сервисных компаний, напрямую связанных с Газпромом и НОВАТЭКом – ключевыми газовыми компании в рамках нашего покрытия.
Так, среди наиболее значимых включений в санкционный список SDN мы выделяем «Газстройпром» — 49%-ного СП Газпрома с Газпромбанком и его генеральный подрядчик, отвечающий за выполнение ключевых работ по проектированию, снабжению и строительству критической инфраструктуры газовой монополии. Эта многопрофильная холдинговая компания напрямую задействована в большинстве проектов капитального строительства Газпрома и объединяет под одной крышей всех ключевых субподрядчиков, выполняющих полный цикл работ в рамках строительства и сервисного обслуживания в сегментах транспортировки, бурения и переработки, а также занимающихся проектированием и техническим оснащением ключевых активов группы.
Головная компания холдинга была добавлена в санкционный список OFAC наряду со 100%-ной дочерней компанией Газпрома «Газпром недра» — компанией, выполняющей геофизические исследования и активно участвующей в опытно-промышленной эксплуатации и разработке месторождений в рамках разведочной деятельности группы.
Включение этих компаний в санкционные списки может сорвать сроки завершения текущих объектов капитального строительства Газпрома и ставит под сомнение своевременную реализацию новых проектов группы, что, впрочем, напрямую зависят от доли импортных комплектующих в рамках исполнения текущих контрактов. В связи с этим оперативно оценить зависимость Газпрома и его подрядчиков от импорта иностранных компонентов и оборудования не представляется возможным: предполагается, что многие из EPC-контрактов группы были существенно пересмотрены с момента введения санкционного режима и, вероятно, сменили схему поставок с участием новых контрагентов в Азии ещё в 2022 г. Так, мы отмечаем, что Газпром ранее сообщал о высокой доле импортозамещения на ключевых добывающих и транспортных активах группы, в то время как ограничение поставок импортных компонентов может ударить по деятельности компании в сфере переработки и геологоразведочной деятельности, в которых по-прежнему наблюдается нехватка отечественных комплектующих, инжиниринговых и прикладных решений (таких как системы управления, геодинамические модели, проч.).
Что касается НОВАТЭКа, из списка аффилированных с компанией лиц мы выделяем два ключевых дополнения к санкционному списку: включение в SDN «Арктической перевалки», его 90%-ного СП с Total, управляющего терминалами по перевалке СПГ в Мурманске и на Камчатке, и «Арктик Энерджис», ключевого актива под управлением Technip Energies до ее ухода с российского рынка 1П23 – основного EPC-подрядчика проекта «Арктик СПГ-2». Последняя продолжает работу под управлением НИПИГАЗа (компания входит в список SDN с 23 июля 2023 г.) исключительно в российском периметре, что существенно снижает санкционные риски, однако сам факт прямого участия компании в строительстве критической инфраструктуры для проектов НОВАТЭКа – оснований гравитационного типа (ОГТ) для его флагманского «Арктик СПГ-2» — вызывает определенные опасения в отношении перспектив реализации проекта. Так, несмотря на то, что благодаря усилиям менеджмента компания в значительной степени локализовала их отечественное производство (строительство первой гравитационной платформы с установленной на ней линией сжижения была завершена в ЦСКМС в августе), мы не исключаем возможных задержек в вопросе закупки комплектующих и технического оснащения «Арктик СПГ-2», что в будущем может повлиять на сроки завершения проекта.
Что касается проекта «Арктической перевалки» НОВАТЭКа, пока неясно, окажет ли включение его в санкционный список существенное влияние на работу перегрузочных комплексов СПГ «Коряк» и «Саам» в ближайшее время. Так, поскольку оба плавучих хранилища были благополучно поставлены компании и успешно доставлены к месту их дислокации, мы не ожидаем каких-либо задержек с вводом в эксплуатацию перевалочных комплексов, в то время как любые препятствия, связанные с будущей перевалочной деятельностью, могут быть потенциально устранены за счёт инженерных и технических решений (перевалка борт-в-борт и проч.). Несмотря на предполагаемые издержки, это позволит обеспечить сокращение затрат и оптимизацию условий эксплуатации танкеров ледового класса (может обеспечить сокращение транспортных расходов вплоть до $0,3 на млн БТЕ в оценках 2021 г.), позитивный эффект которых, впрочем, будет в определенной степени ограничен последствиями введения санкционных ограничений, которые еще предстоит оценить в ближайшее время.
Подводя итог, мы считаем, что последние изменения в санкционном режиме могут нести долгосрочные риски для российской газовой отрасли, ограничив потенциал её развития.
Блохин Никита
«Альфа-Банк»