В четверг Банк России представил Обзор рисков финансовых рынков за август. В части ситуации на валютном рынке главным фактором ослабления рубля ЦБ по-прежнему называет внешнюю торговлю. Среди основных моментов обзора в части валютного рынка мы выделяем следующие.
Экспортеры увеличили объем продаж валюты, но сделали это уже после ослабления рубля. Чистый объем продаж валюты экспортерами в августе составил 7,2 млрд долл. Это больше, чем в июне и июле (7,0 и 6,9 млрд долл. соответственно). Однако продавали валюту экспортеры преимущественно во второй половине месяца, что объясняет значительное давление на рубль в первой половине августа.
Доля продажи валютной выручки в середине лета заметно сократилась. Отношение чистых продаж валюты крупнейших экспортеров к их валютной выручке в июле (данных за август еще нет) резко сократилось — до 67% против 82% в июне. Напомним, что в мае показатель составлял 88%, а в период с ноября 2022 г. по апрель 2023 г. ЦБ отмечал, что доля оставалась на уровне 80%. Судя по всему, в августе показатель, как и в июле, оставался невысоким (менее 70-80%) по сравнению с предыдущими периодами, что отражает усиление давления на рубль, несмотря на благоприятную динамику нефтяных котировок в последние месяцы.
Импортеры увеличили спрос на валюту. Фактором давления на рубль является рост объема чистых покупок валюты банками, обслуживающими импортеров. В августе нетто-объем достиг 591,3 млрд руб. (+15% к июлю), что стало максимальной величиной за период публикации данных ЦБ с марта 2022 г.
Доля расчетов в юанях продолжает расти. Доля пары юань/рубль на бирже продолжила расти и достигла очередного максимума — 40,4%. Совокупная доля юаня в парах с рублем и долларом приблизилась к 50%. В структуре экспорта доля юаня непрерывно растет с осени 2022 г. и по итогам июля достигла 27% (против 10% годом ранее). Впрочем, три последних месяца абсолютный объем экспорта в юанях почти не менялся, и увеличение доли преимущественно произошло за счет дальнейшего сокращения экспорта в долларах. В структуре импорта юаневая доля достигла 36% (против 15% годом ранее).
Отметим при этом, что увеличение доли «нетоксичных» валют в экспорте и внешнеторговых расчетах в целом в то же время может оказывать давление на рубль из-за необходимости погашения внешних обязательств в «токсичных» валютах.
Внебиржевой рынок остается за долларом. На внебиржевом рынке доля расчетов в долларах по-прежнему формирует половину всего объема торгов. При этом доля пары юань/рубль выросла с 16,3% до 18,1% (максимум с мая), а доля евро/рубль опустилась до очередного минимума с февраля 2022 г., составив менее 20%.
Мы ожидаем, что рост нефтяных котировок позволит несколько улучшить ситуацию с экспортом, а ужесточение ДКП ЦБ окажется давление на потребительский спрос, ограничив импорт. Все вместе несколько улучшит ситуацию с торговым балансом. Однако поддержка для рубля от этого будет ограниченной из-за сложностей с возвратом экспортной выручки и притоком «токсичной» валюты, структурного ухудшения финансового счета, оттока капитала через импорт и т.д.
Кравченко Юрий
ИК «Велес Капитал»