Динамика воздушных перевозок за июль свидетельствует, что ситуация в отрасли постепенно меняется к лучшему. Так, по оперативным данным Росавиации, в июне текущего года российские перевозчики обслужили 2,84 миллиона пассажиров, что на 77,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а в июле это показатель вырос в 2,3 раза – до 6,73 миллионов пассажиров, что на 52,8% меньше чем в июле 2019 года.
Если в июне 2020 года пассажирооборот составил 5,45 миллиарда пассажиро-километров, что на 82,4% меньше, чем в июне 2019 года, то в июле 2020 года данный показатель по сравнению с предыдущим месяцем увеличился в 2,4 раза и составил 13,1 миллиарда пассажиро-километров (это меньше показателя июля 2019 года на 62,5%).
Можно говорить о том, что происходит постепенное восстановление авиационного сообщения в стране, однако пока оно в основном обеспечивается за счёт внутренних перевозок. Росавиация отметила, что в июне 2020 года число внутренних полётов составило 75,7 тысяч (-4,2% к июню прошлого года), а число международных полётов составило 18,1 тысяч (-78%). В июле 2020 года было выполнено 20,6 тысяч международных полётов (-75,9% по сравнению с июлем 2019 года), а количество внутренних полётов составило 102 тысячи (+3.8% по сравнению с июлем 2019 года). Постепенная отмена карантина в регионах и активность пассажиров, стремящихся использовать оставшиеся летние месяцы для отдыха, а также меры по развитию внутреннего туризма повлияли на увеличение количества внутренних перелётов по России.
По мере возобновления международных полётов из/в РФ можно ожидать постепенного изменения показателей работы отрасли, увеличения количества перевозимых пассажиров, роста пассажирооборота. Учитывая значение авиационной отрасли для экономики страны, её влияние на другие отрасли, в первую очередь, на машиностроение, можно ожидать, что поддержка её со стороны государства продолжится.
Баранов Дмитрий
УК «Финам Менеджмент»
К числу возможных негативных факторов, которые могут повлиять на отрасль, следует отнести возможный рост цен на товары и услуги, которые необходимы авиаперевозчикам. Такой рост возможен по мере восстановления отрасли и увеличения спроса со стороны компаний. В первую очередь, речь идёт о стоимости топлива, но не исключено увеличение величины аэропортовых сборов, стоимости заёмного финансирования, лизинга авиационной техники. В оставшиеся до конца года месяцы восстановление отрасли может продолжиться, но полное восстановление, скорее всего, наступит лишь в середине следующего года. У бумаг авиационных перевозчиков есть потенциал роста, но достижение докризисных уровней тоже может быть небыстрым, с остановками и даже откатом назад, это инвесторам нужно учесть.