«Сбербанк» выводит на рынок систему платежных сервисов SberPay. Для её использования покупателю достаточно иметь установленное на смартфоне приложение «Сбербанк онлайн», а продавцу при оффлайн-продажах потребуется POS-терминал «Сбербанка», принимающий бесконтактную оплату. В случае покупки в электронном магазине, приложение поможет сэкономить время, поскольку не потребуется вводить вручную данные карты и не нужно будет ожидать СМС с подтверждением. Пока что приложение будет работать только на Android и с картами Visa, позже добавится поддержка других платёжных систем.
Несколько лет назад ожидалось, что платёжные приложения Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay быстро уберут с рынка традиционные пластиковые карты. Оплата при помощи смартфона импонировала молодой и обеспеченной части населения, создавая, помимо прочего, имидж людей, которые владеют новыми технологиями и используют их для экономии своего весьма высокооплачиваемого времени. Однако оказалось, что барьер на пути ApplePay, по крайней мере в США, выставляют продавцы. Продавцы, которые уже приобрели POS-терминал, хотели сперва окупить свои вложения, прежде чем вкладываться в дополнительный POS-терминал от Apple. Поэтому Samsung Pay, который имитирует пластиковую карту, распространялся быстрее. Тем не менее, до вытеснения пластиковых карт из употребления дело не дошло.
О том же говорит и свежее российское исследование Data Insight и RBK Money. 91% опрошенных использовали в последний месяц пластиковые карты при покупках онлайн, и 66% – оффлайн. Кроме того, 77% пользовались наличными – вряд ли уже пришло время добавить «по старинке». Платежи при помощи мобильных приложений осуществляли 29% опрошенных. Кроме того, пока ни для кого этот способ не стал единственным. Точнее говоря, таких оказался 1%, но, возможно, респоненты просто шутили. Вообще, мобильные платежи обычно идут не первым, не вторым, и даже не третьим, а четвёртым по популярности способом – у тех, кто вообще использует много разных средств. Такой поведенческий паттерн характерен для инноваторов – тех, кто всегда опробует любую новинку.
Однако молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет, действительно, тяготеет к оплате при помощи мобильных приложений – почти 40% пользуются той или иной системой Pay. Скорее всего, так же платить будут и те, кто ещё моложе. Для «Сбербанка» новые поколения очень важны – и как клиенты банковских услуг, и как основные пользователи ИТ-экосистемы, которую строит банк. Поэтому отдавать их Google и Apple с точки зрения банка – непростительно.
Впрочем, в силу популярности «Сбербанка» у старших поколений, система SberPay может приобщить к мобильным платежам и их тоже. Однако, если учесть весьма умеренную скорость распространения предыдущих систем Pay, ожидать внушительных темпов внедрения не следует. Скорее, в данном случае речь идёт о медленном процессе с высоким потенциалом, чем о быстром, который сразу захватит какую-то нишу.
Делицын Леонид
ГК «Финам»