Главная новость дня накануне пришла с внутреннего рынка, а именно: авария в Норильске на ТЭЦ-3, когда еще 29 мая один из резервуаров хранения дизельного топлива получил повреждения, в результате которых произошла утечка около 21 тысячи кубометров топлива. «Норникель» называл основной причиной аварии потепление в условиях вечной мерзлоты, которое привело в движение опоры под топливными цистернами.
В результате аварии на территории Красноярского края введен режим ЧС федерального уровня, а по материалам прокурорских проверок возбуждены три уголовных дела: о порче земли, нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнении вод. Президент РФ Владимир Путин поручил силовикам проверить работу местных чиновников, поскольку в МЧС заявили, что информация о ЧП поступила в ведомство поздно.
Для бумаг ГМК эта новость, безусловно, становится крайне негативной, поскольку даже в случае быстрого устранения разлива и расчистки загрязненного грунта (ГМК говорит, что на это уйдет две недели) оценить масштаб экологической катастрофы еще предстоит.
По оценкам представителей экологической организации Greenpeace, ущерб окружающей среде от разлива топлива может превысить 6 миллиардов рублей ($87 млн.). Расследование может продлиться несколько месяцев, по итогам которого ГМК могут быть выставлены существенные штрафы в связи с аварией, поскольку расходы на покрытие экологического ущерба в размере нескольких миллиардов рублей, а также на закупку разлитого дизельного топлива «лягут на плечи» ГМК.
Кроме того, компании придется вывозить зараженный топливом грунт на временные площадки для рекультивации, а также вылавливать нефтепродукты, в которых надо будет консервировать топливо-водяную смесь.
Вариант утилизации собранных нефтепродуктов путем их сжигания пока обсуждается, поскольку опыта сжигания такого объема топлива на территории Красноярского края нет, да и ранее в Арктической зоне РФ такое количество топлива никогда не сжигалось. Сжигание на такой большой площади может привести к новым экологическим рискам. Вообщем, для бумаг ГМК подобный инцидент может стать серьезным триггером торможения в ближайшее время из-за вероятности роста затрат на устранение экологических последствий аварии.
Абелев Олег
ИК «Риком-Траст»