Предварительные параметры IPO
Когда? Компания планирует получить листинг акций и начать торги на Московской бирже в октябре 2023 года.
Какой будет размер free float? Ожидается, что по результатам IPO доля акций группы в свободном обращении (free float) составит около 5%. Акции предложат действующие акционеры компании, которые после IPO сохранят за собой преобладающую долю в акционерном капитале и продолжат принимать участие в развитии бизнеса группы.
Каковы цели IPO? Проведение IPO — естественный этап развития бизнеса компании, который позволит создать ликвидность акций на вторичном рынке, реализовать долгосрочную программу мотивации сотрудников группы и повысить узнаваемость группы среди потенциальных клиентов.
Будет ли мораторий на продажу акций (lock-up)? В случае завершения IPO компания, действующие акционеры и аффилированные с ними лица примут на себя обязательства, связанные с ограничением на отчуждение акций компании в течение 180 дней после завершения IPO (не распространяется на акции для целей реализации долгосрочной программы мотивации сотрудников группы).
Как купить акции? Подать заявку на приобретение акций в рамках IPO будет возможно через ведущих российских брокеров. Технические детали процедуры подачи заявок будут опубликованы позднее.
Как будет расти рынок инфраструктурного ПО в России?
По оценкам Strategy Partners, российский рынок инфраструктурного ПО будет расти на 17% в год и достигнет 270 млрд рублей в 2030 году. Росту рынка способствуют уход и приостановка работы на российском рынке ключевых иностранных ИТ-производителей: внутренний рынок инфраструктурного ПО перешел к ускоренному импортозамещению. Также ИТ-рынок имеет существенную поддержку со стороны государства. К 2030 году на отечественных игроков может приходиться уже 90% продаж против примерно 51% в 2023 году: среднегодовой темп роста продаж российских разработчиков на российском рынке инфраструктурного ПО ожидается на уровне 31%.
Какие позиции и основные преимущества у Группы Астра на рынке ИТ в России?
Группа Астра — лидер в сегменте рынка «операционные системы». По результатам 2022 года компания укрепила лидерство в основополагающем продуктовом сегменте рынка инфраструктурного ПО — операционных системах, ее доля рынка составила около 75% в денежном выражении по сравнению с 49% в 2020 году. Компания также лидирует на рынке российских разработчиков инфраструктурного ПО в целом (включая ОС) с долей 22,8% в денежном выражении по результатам 2022 года. Бесспорное лидерство в сегменте российских операционных систем и уникальное ценностное предложение Группы Астра обеспечивают стабильно высокий спрос со стороны клиентов на продукты компании: количество уникальных клиентов выросло с 5,3 тыс. в 2020 году до 19 тыс. по состоянию на 30 июня 2023 года, увеличившись в 3,6 раза. Клиентская база хорошо диверсифицирована: на 30 июня 2023 года доля корпоративных клиентов в выручке составила 70%, в том числе из энергетической отрасли — 20%, нефтегазовой индустрии — 14%, финансового сектора — 11%, промышленного сектора — 9%. Клиентская база сохраняет высокий потенциал дальнейшей монетизации за счет дополнительных и кросс-продаж продуктов экосистемы Группы Астра.
Передовая экосистема компании позволяет заказчикам переходить на импортонезависимые решения. В основе продуктовой экосистемы Группы Астра — собственная универсальная ОС Astra Linux, которая характеризируется высокой степенью защищенности и совместимости. Компания предлагает на базе ОС Astra Linux передовую экосистему из 15 востребованных продуктов. Такая экосистема позволяет заказчикам переходить на импортонезависимые решения в стеке инфраструктурного ПО и эффективно замещать ушедших с российского рынка иностранных разработчиков. Для увеличения востребованности собственных продуктов группа придерживается мультиплатформенного подхода, который позволяет совмещать продукты компании с другими операционными системами.
Основные факторы, которые способствуют росту бизнеса Группы Астра быстрее рынка:
• Уникальная экосистема импортонезависимых продуктов с высоким уровнем защищенности;
• Собственные встроенные в продукты средства защиты информации, соответствующие всем требованиям регуляторов;
• Крупнейшая сеть партнеров-разработчиков, предлагающих совместимые программные и аппаратные продукты;
• Собственная команда высококлассных ИТ-специалистов с высоким уровнем мотивации;
• Важное конкурентное преимущество Группы Астра — способность не только разрабатывать востребованные продукты, но и осуществлять их пилотирование, внедрение в ИТ-инфраструктуру заказчика, а также обеспечивать многоуровневое техническое обслуживание и обучение;
• Развитый портфель сервисов, покрывающий весь жизненный цикл продуктов;
• Большой опыт проведения успешных M&A сделок и интеграций сторонних продуктов с высоким синергетическим эффектом;
• Операционная бизнес-модель с фокусом на внутренних инновациях и эффективности, которая оптимально объединяет продуктовые команды с централизованными функциями и сервисами.
Многократный рост выручки и стабильно высокая рентабельность с возможностью выплачивать акционерам дивиденды. Исторически Группа Астра показывала высокие темпы роста бизнеса, значительно опережая как сам рынок инфраструктурного ПО, так и ближайших конкурентов. В 2022 году выручка группы достигла 5,4 млрд руб., увеличившись в 2,5 раза относительно 2021 года. Стремительному росту выручки способствовали привлечение новых клиентов на фоне цифровизации всех отраслей экономики, своевременное инвестирование в развитие продуктов и расширение экосистемы группы. Рост выручки вместе со значительным эффектом операционного рычага и эффективно выстроенными бизнес-процессами позволяют компании увеличивать прибыль и улучшать рентабельность. Так, чистая прибыль выросла до 3,1 млрд руб. в 2022 году с 1,1 млрд руб. в 2021 году, а рентабельность по чистой прибыли увеличилась с 50% в 2021 году до 57% в 2022 году. На 30 июня 2023 года чистая денежная позиция Группы Астра составила около 0,5 млрд рублей, что создает потенциал для выплаты дивидендов акционерам.
Иртегова Ирина
«СберИнвестиции»
Группа Астра имеет четкую стратегию на ближайшее будущее. Компания планирует реализовать существенный потенциал роста за счет реализации следующих стратегических направлений развития:
•
Усиление продуктовой экосистемы. Группа продолжит расширять собственный портфель продуктов в стеке инфраструктурного ПО и заниматься его дальнейшим технологическим развитием.
•
Укрепление позиций в сегменте корпоративных клиентов. Группа планирует увеличивать долю корпоративных клиентов, удовлетворяя растущий спрос на конкурентоспособные продукты.
•
Выход на рынки дружественных стран. В долгосрочной перспективе группа рассматривает возможность выхода на новые зарубежные рынки дружественных стран.