По данным Росавиации, в апреле 2021-го российские авиакомпании перевезли 7,2 млн пассажиров, что в 9,7х превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
В 2020-м авиаперевозчики оказались в тяжелейшем положении из-за пандемии, и лишь слаженные действия национальных правительств позволили компаниям отрасли удержаться на плаву. Однако в результате долговая нагрузка авиакомпаний кратно возросла и будет сдерживать инвестиционный потенциал отрасли в течение многих лет.
В 2021-м у перевозчиков появилась надежда на то, что вакцинация, проводимая во всем мире, обусловит стойкое снижение заболеваемости и уже к началу второго полугодия основная часть ограничений на трансграничные перелеты будет снята.
Российские авиакомпании постепенно восстанавливаются, несмотря на весенний рост заболеваемости COVID-19. Так, мартовский пассажиропоток (-18% г/г) продемонстрировал значительный прирост по сравнению с февралем. А показатель за четыре месяца 2021-го перевозчикам даже удалось сохранить на уровне прошлого года благодаря существенному росту авиаперевозок в апреле. Например, авиакомпания «Сибирь» в апреле 2021-го обслужила 1,35 млн пассажиров, что примерно на 30 тыс. превышает мартовский уровень. Также улучшает показатели «Победа», хотя это в большей степени связано с перераспределением рейсов внутри группы «Аэрофлот» (AFLT).
Сам флагман российских авиаперевозок обслужил в апреле 1,37 млн пассажиров, что примерно на 130 тыс. больше, чем в марте. Таким образом, «Аэрофлот» также демонстрирует восстановление показателей, несмотря на тяжелый 2020 год, когда убыток составил 123 млрд руб., а средний пассажиропоток был вдвое ниже, чем в 2019-м. Наилучшие показатели в группе демонстрируют авиакомпании «Победа» и «Россия» ввиду увеличения рейсов на внутренних направлениях и проводимой маркетинговой политики. Также в перспективе возможно IPO «Победы».
Финансовые показатели группы «Аэрофлот» в целом поддерживаются за счет расширенных кредитных линий и помощи со стороны государства. Кроме того, в 2020-м компания привлекла 80 млрд руб., проведя SPO. Однако давление на котировки «Аэрофлота» оказывают такие факторы, как отсутствие дивиденда за 2020 год и сокращение роялти, получаемого с иностранных авиакомпаний за полеты над Сибирью. Тем не менее мы рекомендуем покупать бумаги AFLT и незначительно корректируем таргет до 79 руб. за акцию на горизонте года.
Долгосрочное восстановление прибыли авиакомпаний ограничивается растущей стоимостью топлива: в апреле по отношению к марту она увеличилась на 3,73%, составив 49747 руб. за тонну (в российских аэропортах). Таким образом, с начала года рост цен составил 6,19%.
На наш взгляд, рыночная конъюнктура пока остается слабой и долгосрочный рост котировок компаний сектора может быть сильно ограничен. Мы прогнозируем, что значительное восстановление отрасли за счет международных авиаперелетов будет возможно лишь в начале 2022 года.
Миронюк Евгений
ИК «Фридом Финанс»
P.s. Сначала нужно будет восстанавливать более крупные компании, затем оставшиеся, которые (если) смогут убедить о выгоде работы ихних авиакомпаний в международных перелётах.