Избранное трейдера ИнвестГазета
С каждым годом, особенно после 22-го, желание миноритарных акционеров защитить свои права и отстоять их публично, набирает силу. Так уж повелось, что компании на нашем рынке не чураются отступить от лояльных корпоративных практик, удержать, положенные акционерам дивиденды, или скрыть отчетность. Давайте во всем этом разбираться.
Итак, 23 октября 2024 года прошел форум розничных инвесторов АРИ, на котором затрагивались ключевые направления развития фондового рынка, в частности, приоритет на розничных инвесторах. И темы эти поднимались не напрасно.
ЦБ регулярно борется за повышение уровня раскрываемости отчетности эмитентов. До сих пор многие компании публикуют урезанную отчетность. Я недавно приводил пример по АЛРОСе. Компания скрыла постановлением правительства 10 млрд рублей прочих операционных расходов во 2 квартале, и даже не удосужилась ответить на конференции Смартлаба, будут ли такие расходы в будущем.
Ладно отчетность, ее читают далеко не все, но что ждут все до единого? Правильно — дивидендов. Я пропущу «ограбление Газпрома» в 2022 году, на рынке есть более актуальные идеи. Об одной из них я пишу постоянно. ГМК Норникель решил приостановить выплаты дивидендов, ссылаясь на конъюнктуру. Зато она не мешает «выводить» деньги через выплаты Быстринского ГОКа.
Каршеринг привлекает широкую аудиторию — от молодых водителей, недавно получивших права, до бизнесменов, для которых удобнее пользоваться арендованным автомобилем вместо личного транспорта. Анализ операционных результатов Делимобиля за 9 месяцев 2024 года позволит понять, насколько амбициозные планы компании соответствуют её реальным достижениям.
Итак, количество проданных минут за отчетный период выросло на 24% до 1,4 млрд. Компания успешно воплощает в жизнь свою стратегию, озвученную при выходе на фондовый рынок, направленную на региональную экспансию и усиление охвата в уже действующих городах. Рост стоимости услуг такси и уменьшение доступности личного транспорта способствуют развитию рынка каршеринга.
Эмитент запустил сервис в Сочи, Уфе и Перми, доведя количество городов до 13, а также нарастил автопарк на 26%, до 30,5 тыс. автомобилей. По обеим метрикам компания опережает своих конкурентов, укрепляя свои позиции на рынке.
На Восточном экономическом форуме прозвучало заявление о том, что к концу года рынок такси столкнётся с нехваткой водителей – примерно 130 тыс.
Потихоньку начинаю делиться с вами полезными тезисами и разборами компаний после конференции. Начну, пожалуй, с компании Whoosh, которая не только отлично выступила, но и порадовала нас успешными операционными результатами за 9 месяцев 2024 года. Давайте разбираться подробнее.
Относительно тёплая осень способствует продлению сезона краткосрочной аренды электросамокатов. Как итог, за отчетный период количество поездок увеличилось на 42% до 126,8 млн, а география сервиса расширилась до 60 городов. Кикшеринг представляет собой удобный способ передвижения – пользователям не приходится заботиться о хранении и техническом обслуживании самокатов, а для коротких дистанций этот вид транспорта оказывается выгоднее такси.
Если смотреть сухую статистику Росстата, то во многих регионах страны стоимость поездок на такси в отчётном периоде увеличилась более чем на 30%, тогда как в Москве этот показатель достиг отметки в 55%. Такой значительный рост цен делает услуги кикшеринга всё более востребованными.
Завершился первый квартал без «льготной ипотеки с господдержкой» для всех граждан. Девелоперы за это время успели придумать много схем, как продавать в рассрочку, с аккредитивами и без ипотеки в моменте. Сегодня разбираемся, почему это так важно, за одно прихватив отчет Эталона за 9 месяцев.
Итак, новые продажи компании увеличились за отчетный период на 59% до 541,9 тыс. кв. м. Вроде бы хорошие показатели, только вот за 3 квартал продажи выросли всего на 1%, а денежные поступления вообще упали на 2% до 24,3 млрд рублей. Вот вам и влияние отмены льготных программ.
С другой стороны, средняя цена квадратного метра увеличилась на 11% до 213,2 тыс. рублей, что поддержит продажи в конце 2024 года. Финдиректор компании говорит, что они смогли обеспечить уверенный рост продаж на сложном рынке за счет использования собственного финансового продукта, способного частично заместить ипотечные программы. Это как раз те самые рассрочки.
В Москве реальный темп «сбора денег» почти в три раза ниже темпов роста продаж в натуральном выражении, и это несет дополнительные риски.
Вот и завершилось самое масштабное инвестиционное событие года. Смартлабу удалось собрать под одной крышей тысячи людей, которые с жаждой искали любые намеки на инвестиционные идеи на полях конференции.
🤔Думаю, что именно на этой конфе был установлен рекорд по упоминанию словосочетания «ставка ЦБ». Отсюда и все вытекающие идеи. Флоатеры, вклады и компании с низкой долговой нагрузкой первыми приходят на ум.
Подробной информацией и конкретными идеями буду делиться с вами в статьях. Тезисы Орловского ;) и краткие выжимки с выступления компаний мои коллеги сделали весьма подробно, не хотел бы повторяться. В этой статье выскажу лишь благодарности организаторам, свои общие впечатления и поделюсь парочкой фоточек.
Итак, сразу скажу, что эмитенты стали гораздо меньше рассказывать подробностей о своей деятельности. В разрезе «острых» вопросов конечно. Поразила АЛРОСА, которая напрочь отказалась отвечать на мои вопросы и почти все выступление говорила про бороздящие космические просторы корабли. Куда 10 ярдов дели, признавайтесь 🤬
В Европе стартовал отопительный сезон, и через месяц он начнется в Китае, что вызывает вопросы о возможном росте цен на сжиженный природный газ. В тоже время ЕС заявил об обсуждении 15-го пакета санкций, который будет направлен против наших производителей СПГ и танкерного флота, его перевозящего. Сегодня хочу пробежаться по сектору.
Минэк сохранил прогноз по экспорту СПГ на 2025 год в размере 40 млн тонн, при этом понизив оценку на текущий год с 38 до 35,2 млн тонн. В ближайшие месяцы судоверфь Звезда должна поставить Новатэку два танкера ледового класса Arc7, что вкупе с использованием плавучих хранилищ на Камчатке и под Мурманском, позволит почти полностью загрузить первую линию проекта «Арктик СПГ-2».
Необходимо подчеркнуть, что для оставшихся двух линий проекта «Арктик СПГ-2» потребуется еще порядка 15 газовозов ледового класса, на создание которых уйдут годы. В России начали развивать компетенции в строительстве танкеров для перевозки СПГ всего пять лет назад в сотрудничестве с корейскими верфями — мировыми лидерами в этой области. Однако из-за введения санкций в 2022 году это сотрудничество было приостановлено.
Вокруг рынка недвижимости в последнее время ходит много слухов. Некоторые инвесторы, испугавшись отмены льготной ипотеки, быстро распродавали акции девелоперов, другие, напротив, увидели в этом интересные возможности для долгосрочных инвестиций. В руки мне попал отчет компании GloraX – одного из самых быстрорастущих российских девелоперов, который мы сегодня и разберем.
Безусловно, ситуация на рынке недвижимости после 1 июля существенно усложнилась, однако GloraX продолжает искать перспективы там, где конкуренция минимальна. В результате компания активно расширяет свое присутствие в регионах, что уже приносит свои плоды. География присутствия компании расширилась с 5 до 10 городов, включая Ярославль, Мурманск, Омск, Владимир и Тулу. Земельный банк также растет кратными темпами на конец первого полугодия он составил 7,2 млн кв. м (х2,5 г/г).
По итогам 9 месяцев 2024 года объем заключенных договоров практически удвоился и достиг отметки в 20,2 млрд рублей. У GloraX интересная бизнес-модель.
Любой житель России может легко сказать, что рост его продуктовой корзины идет бодрее, чем рост инфляции по стране в целом. Все это заставляет меня пристальнее наблюдать за сектором производителей продуктов питания. Если мое мнение о Русагро вы знаете, то Черкизово мы давно не разбирали, чем сегодня и займемся.
Итак, выручка компании за первое полугодие 2024 года выросла на 20,4% до 123,8 млрд рублей. Чистая прибыль при этом составила 16,1 млрд рублей, против 16,6 млрд рублей годом ранее (-3% г/г). Однако стоит обратить внимание, что в прибыли 2023 года было 8,6 млрд рублей переоценки биологических активов против 5,9 млрд рублей в 2024 году.
Сегмент «Курицы» вернулся к максимуму, среднегодовой рост цены +8,5%. Это основа бизнеса, тут растут и цена, и бизнес в объеме. По «Свинине» же среднегодовой рост цены 3,9%. «Индейка» растет в 1 полугодии, среднегодовой рост цены 12,3%. С 2022 года была стагнация, а теперь сегмент получил операционную прибыль.
Капвложения очень велики. В 2024 году только 40% капитальных затрат пришлись на модернизацию, еще 30% на развитие новых активов, а остаток в 30% на прочий CAPEX. В 24-28 гг. запланированы вложения в Тульский кластер, и это должно принести рост 25-30% по производству курицы и свинины.
Крайний раз отчет компании мы с вами разбирали ровно год назад. С тех пор котировки Ависмы значительно потеряли в капитализации, и это несмотря на умеренную динамику цен на титан и сохранение денежных потоков. Сегодня разбираемся в причинах падения и перспективах отрасли.
Итак, выручка компании за первое полугодие 2024 года в долларах незначительно упала, а вот в рублях, благодаря девальвации, выросла на 9,6% до 59,6 млрд рублей. Компания не раскрывает операционные показатели, поэтому нам будет трудно оценить объемы экспорта, но предположу, что они остались на прошлогоднем уровне. А вот к докризисным годам заметно падение.
Импорт титана из России в ЕС продолжает сокращаться, снизившись за полугодие на 22%. Если в 2018 году объемы достигали 11,4 тыс. тонн, в 2022 году 8 тыс. тонн, то прогнозные значения на 2024 год едва дотягивают до 6 тыс. тонн. Получается, что ВСМПО активно переориентируется на Восток, но все еще сохраняет экспорт в ЕС.
Зависимость того же Airbus от российского титана не скрывается. Президент Франции Эмманюэль Макрон лично потребовал от Канады ослабить санкции против России в отношении титана. Да и крупнейший импортер нашего титана Boeing также не чурается закупаться в РФ, пусть и через альтернативные каналы.