Финансовый директор Ozon Игорь Герасимов во вторник провел встречу с инвестиционным сообществом в рамках форума Com.E ON по электронной торговле. Основные заявления включают повышение прогноза по росту товарооборота на 2023 год, подтверждение приверженности компании дальнейшим инвестициям в долю рынка, а также «эффективный и прибыльный рост». В целом риторика менеджмента оставила позитивное впечатление. Ниже мы приводим ключевые заявления.
Прогноз роста GMV в 2023 году повышен до 70% г/г с 60%+ г/г ранее. Мы отмечаем, что предыдущий прогноз был официально опубликован компанией всего несколько недель назад в конце апреля. Очевидно, что более оптимистичные ожидания компании по году подкреплены высокой динамикой показателя с начала 2К23 и уверенностью в перспективах на 2П23. Новый прогноз предполагает, что в 2023 г. товарооборот Ozon достигнет не менее 1,4 трлн руб. Прирост показателя будет обеспечен, главным образом, моделью 3Р (маркетплейс), в то время как доля 1Р в товарообороте будет продолжать сокращаться (в 1К23 она составила 20,5%).
Сильный рост продолжится после 2023 года. По заявлению Игоря Герасимова, Ozon продолжит инвестиции в рыночную долю. В 2024 г. темпы роста GMV будут ниже, чем в текущем году, но по-прежнему останутся «достаточно высокими». В целом менеджмент подтвердил приверженность парадигме роста на ближайшие годы, отметив, что бизнес достигнет зрелости, когда доля компании на российском рынке электронной торговли достигнет 30-40% (по сравнению с долей рынка 14,6% у Ozon и около 25% у WB в 2022 г.). Также Ozon видит себя в числе топ-3 российских ритейлеров (онлайн и оффлайн) уже в ближайшей перспективе.
Рентабельность и денежный поток. Менеджмент нацелен на «эффективные и прибыльные инвестиции в рост». Мы рассматриваем данное заявление как дополнительное подтверждение того, что годовой показатель EBITDA не будет опускаться ниже нуля. По мнению компании, в средне- и долгосрочной перспективе рентабельность бизнеса платформы электронной торговли должны быть сопоставима с рентабельностью оффлайн ритейла (маржа EBITDA 4-7%). Помимо этого, дополнительными позитивными факторами рентабельности всего бизнеса должны стать такие высоко прибыльные направления как онлайн- реклама и финансовые сервисы (ROI Озон Банка оценивается в диапазоне 20- 30%). С точки зрения менеджмента операционный денежный поток является ключевым показателем, характеризующим прибыльный рост. При этом оборотный капитал является важным компонентом поддержания ОДП в позитивной зоне. Что касается инвестиций в оффлайн инфраструктуру дистрибуции и доставки, их доля как процент от GMV будет снижаться, при этом в абсолютном выражении инвестиции останутся на высоком уровне.
Рынок электронной торговли России будет расти со средним темпом роста 26% в год в ближайшие пять лет и превысит 18 трлн руб. в 2027 г. Доля онлайн в общем обороте ритейла в 2027 г. может достигнуть 32% по сравнению с 13,4% в 2022 г. Эти оценки подтверждают наши текущие предположения по росту рынка (средние темпы роста 29% на период 2022-26, проникновение онлайн 30% в 2026 г.). По мнению Ozon, основная часть новых денег на рынок в перспективе придет со стороны покупателей, проживающих в малых и средних городах и сельской местности, которые традиционно испытывают недостаток оффлайн инфраструктуры розничной торговли.
Редомициляция и листинг. Менеджмент подтвердил, что компания сохранит публичный статус и листинг на Московской бирже. Что касается редомициляции, компания изучает различные варианты дальнейшей стратегии развития, но пока не готова дать более детальные комментарии рынку.
Курбатова Анна
«Альфа-Банк»