«Яндекс» запускает Go — единое приложение для решения повседневных задач в городе.
Суперапп, созданный «Яндексом», это шаг в направлении создания суперкультуры будущего, которая будет определять логику мышления как потребителей, так и исполнителей. Это гораздо больше, чем просто интеграция нескольких приложений каким-нибудь разработчиком софта, потому что у разработчика мало пользователей, а у «Яндекса» – сотня миллионов.
Конечно, «Яндекс» должен спешить, чтобы мы привыкли к логике именно его приложений, а не к альтернативным культурам, которую формируют приложения Google, Facebook или «Сбербанка». Акции «Яндекса» используют любой позитивный новостной повод для роста, и сегодня, после сообщения о выходе единого приложения для объединения повседневных городских задач, увеличили свою стоимость сразу на 1,89%.
Делицын Леонид
ГК «Финам»
Действительно, единое приложение позволяет не только экономить на разработке и поддержке нескольких систем, но и создавать новую культуру, в которой человек будущего – не важно, доставляет ли он еду, везёт пассажира, или, наоборот, стоит на остановке – привыкал к одним и тем же операциям, как к кнопкам операционной системы Windows. А это важно с точки зрения ожиданий пользователей от приложений в будущем.
Рано или поздно сформируется привычка, в соответствии с которой мы будем ожидать от приложений некоторого нормального, единообразного поведения. После чего изменить эти привычки будет трудно, и те, кто привык к какой-то системе, будут с трудом переключаться на новые (самый знаменитый пример – это QWERTY-клавиатуры, которые были созданы, чтобы замедлять работу машинистки и избегать зажима близких клавиш. На смену механическим машинкам пришли электрические, но человечество уже не перешло на более быстрые варианты клавиатур). К примеру, кто-то едва успел привыкнуть к правилам Uber, как это приложение исчезло вместе с некоторым числом писаных и неписаных правил использования, а в «Яндекс.Такси» они немного другие.
Но теперь на место «Яндекс.Такси» может прийти Go и теоретически сделать всех нас эффективнее. Надо, однако, заметить, что при интеграции приложений перестают работать старые, а ресурс пользователя на изучение нового ограничен. При Стиве Баллмере компания Microsoft надеялась, что пользователи будут раз в два года прилежно переучиваться, осваивая новую операционную систему и новые офисные приложения. Однако сегодня основная часть населения планеты пользуется операционной системой Android от Google, а Windows вообще не востребована в смартфонах. Иначе говоря, обновлять приложения не следует слишком часто, поскольку на переобучение пользователь тратит время.
Что касается человеколюбивого намерения уменьшить время работы специалистов (таксистов и курьеров) «вхолостую», теряя время в ожидании заказов, то для пресс-релизов эта идея хороша, но человек – не робот, и изменять режим его эксплуатации следует аккуратно, иначе не все таксисты доживут до капитуляции перед беспилотниками. Кстати, в одном из московских вузов была защищена докторская диссертация, посвящённая оптимизации работы журналистов и прочих авторов, где исследователи и его ученики буквально с секундомером измеряли затраты времени генераторов текста. Оказалось, что непроизводительные потери, когда автор ничего не пишет, а, к примеру, читает или бесцельно бродит, довольно заметны. То же, в общем, касается и преподавателей, которые отнюдь не всё время проводят у доски или за проверкой домашних работ. Ясно, что диагностика проблемы – это лишь начальный шаг оптимизации. Критической компонентой является мобильное приложение, которое будет следить за тем, какая часть работы уходит зря.
Однако насколько содержательными будут тексты журналистов, у которых не будет времени на расследования и обдумывание кейсов, или преподавателей, которые учат, не отклоняясь ни на шаг от стандарта? Ясно одно – любые такие специалисты подготовлены к тому, чтобы передать свои функции искусственному интеллекту. В свою очередь, все мы – пользователи – благодаря унифицированным приложениям будем подготовлены выбирать из стандартного набора услуг на терминале самообслуживания. Нет сомнения, что «Яндекс», так же, как и другие игроки, останется в выигрыше, они заработают не только на экономии масштаба. Если они выиграют войну стандартов нашего поведения, то станут не только архитекторами цифровой экономики, но и творцами культуры будущего.