В рамках SPO российский ИТ-гигант Яндекс привлек 1,06 миллиарда долларов – больше 800 миллионов, на которые изначально рассчитывал. Из этой суммы 600 миллионов выкупили три фонда. Акций на 200 миллионов приобрёл ВТБ Капитал. Такую же сумму вложил фонд Ervington Investments Limited Романа Абрамовича. Наконец, последняя треть досталась Treliscope Limited Александра Абрамова и Александра Фролова. Ещё четыреста миллионов были привлечены на фондовом рынке.
Акции поисковика стремительно росли, начиная со второй недели июня, и поднялись с 2800 рублей до 3519 рублей, установив исторический рекорд. В данный момент их стоимость составляет 3510 рублей. Так рынок фиксирует твёрдые и понятные перспективы Яндекса, который, заплатив Сбербанку 43 миллиарда рублей за долю в «Яндекс.Маркете», станет определять свою стратегию на рынке электронной коммерции, не оглядываясь на интересы партнёра, участвующего в других аналогичных проектах. Рынок электронной коммерции – крупнейший в отечественной цифровой экономике, на него приходится по крайней мере половина её оборота. Маркетплейс на основе «Яндекс.Маркета», безусловно, обладает хорошими шансами стать одним из крупнейших игроков в своём сегменте, учитывая лояльность пользователей к этому хорошо известному бренду. Вплоть до квартального отчёта Яндекса, который появится через месяц, особых причин для волнений у инвесторов появиться не должно.
Компания уже предупредила, что ожидает убытки в 4,5 миллиарда рублей (впрочем, инвесторы рассудят, что это немного на фоне привлечённого миллиарда долларов). Более того, выручка не вырастет по сравнению с прошлым годом, что тоже понятно – основную долю выручки приносит контекстная реклама, а рекламодатели – малый и средний бизнес – переживают тяжёлые времена. Маржинальность по прибыли последние годы была показателем, по которому Яндекс уступал зарубежным аналогам, таким как Google. Впрочем, акции Google сейчас не испытывают резкого подъёма, и, вполне возможно, что результаты этого глобального конкурента в сравнении с прошлым годом окажутся тоже не блестящими. Безусловно, такие объяснения могут служить оправданием, но если настроения на рынке будут смутными, то цифры из предстоящей отчётности могут подействовать инвесторам на нервы. Выиграют те, кто рассчитывает заработать на акциях Яндекса на горизонте 3-5 лет. Инвесторы, которые приобрели крупные пакеты, вряд ли вошли на более короткие сроки.
Делицын Леонид
ГК «Финам»