Несмотря на неясность с развитием ситуации с коронавирусом в мире, глобальная экономика постепенно начинает восстанавливаться. У многих отраслей появляются перспективы, и одним из таких секторов может стать мировое авиастроение.
Как известно, в первые месяцы болезни, когда был зафиксирован значительный рост больных и увеличение смертности, воздушные перевозки в мире сократились, по разным оценкам, на 80-90%, что в свою очередь, вызвало снижение спроса на авиационную технику. В результате производители авиационной техники понесли существенные потери: так, Airbus объявил о том, что по итогам первого квартала чистый убыток компании составил 481 миллион евро, а во втором квартале он увеличился до 1 миллиарда 200 миллионов евро, выручка компании сократилась на 55%. В свою очередь, Boeing сообщил о потерях в размере 1,7 миллиарда долларов от основной деятельности. Обе компании были вынуждены сокращать персонал, чтобы минимизировать последствия кризиса, справиться с уменьшением числа заказов. Airbus в конце июня заявил о намерении уволить 15000 работников по всему миру, из них 5100 в Германии, 1700 в Великобритании, 900 в Испании и 5000 во Франции. А Boeing ранее проинформировал о намерении сократить порядка 10% сотрудников, или около 16 тысяч человек, причём наибольшее сокращение планировалось в подразделении, выпускающем гражданские самолёты – порядка 15% персонала.
Крупнейший отечественный производитель воздушных судов – Объединённая Авиастроительная Корпорация (ОАК), в отличие от конкурентов, продемонстрировал удовлетворительную динамику. По данным неконсолидированной отчётности по РСБУ, выручка компании в январе-марте 2020 года составила 3,049 млрд рублей, по сравнению с 3,994 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Но зато валовая прибыль компании увеличилась в первом квартале текущего года до 96,275 млн рублей по сравнению с 90,688 млн рублей годом ранее. Отчётность компании за первое полугодие 2020 года подтвердила положительные тенденции в развитии компании. Выручка компании за первое полугодие 2020 года составила 9,424 млрд рублей, а в первом полугодии прошлого года – 12,468 млрд рублей. Валовая прибыль ОАК в январе-июне 2020 года составила 561,452 млн рублей, годом ранее – 511,773 млн рублей.
Динамика финансовых показателей ОАК позволяет рассчитывать не только на увеличение операционных показателей и рост числа заказов, но и на увеличение капитализации. Этому есть ряд объяснений. Во-первых, компания объединяет в своём составе практически всех отечественных производителей авиационной техники, что позволяет ей консолидировать усилия по созданию новых моделей. Причём, сохранены конструкторские бюро, известные авиационные бренды, что способствует использованию их богатейшего опыта, помогает компании в создании новой техники. Во-вторых, деятельности компании, её финансовым результатам уделяется много внимания со стороны государства, ей оказывается всесторонняя помощь, что способствует успешной работе, это и различное финансирование, и регулирование отрасли, и всей сферы воздушных перевозок. Предоставление бюджетной поддержки также способствует эффективной работе компании. В-третьих, ОАК способна выпускать разные типы воздушных судов, а также обеспечению комплексного послепродажного обслуживания, обучению персонала. Такой клиентоориентированный подход повышает интерес к её продукции, способствует заключению новых контрактов.
По мере выхода из кризиса, вызванного пандемией коронавируса, можно ожидать роста стоимости ценных бумаг ОАК и возвращение с отметки в 0,5 рубля до 0,57-0,62 рубля за акцию. Напомним, в феврале текущего года стоимость акции доходила до отметки в 0,676 рубля.
Баранов Дмитрий
УК «Финам Менеджмент»