ЦИАН вчера представил финансовые результаты за 1К22 по МСФО.
Рост выручки оставался на хорошем уровне и составил 38% г/г в 1К (немного замедлившись с 42% г/г в 4К) на фоне перезапуска монетизации и повышения цен. Рентабельность основного бизнеса в Москве и регионе оставалась сильной и составила 58%, тогда как в других регионах убытки компании усилились. Инновационные сервисы остаются в фазе активных инвестиций, но сократили убытки в сравнении с 4К. Отметим, что ЦИАН продолжает демонстрировать определенный запас устойчивости и потенциал для увеличения своей доли рынка, учитывая, что денежные средства и их эквиваленты составили 2,6 млрд руб., тогда как долг отсутствовал в 1К. Компания ожидаемо воздержалась от предоставления прогноза и не провела телефонной конференции. В то же время заявление менеджмента в пресс- релизе производит в целом оптимистичное впечатление.
Ключевые событие на рынке недвижимости в 1К. ЦИАН указал на то, что повышение ключевой процентной ставки ЦБ до 20% в конце февраля мотивировало россиян и девелоперов быстро закрывать сделки до повышения процентных ставок по ипотеке. В то же время некоторые собственники предпочли отложить любые сделки, ожидая стабилизации экономической ситуации. В целом высокие процентные ставки вкупе с жесткими лимитами по льготной ипотеке привели к снижению спроса на первичную и вторичную недвижимость, а также к снижению рынка ипотеки в целом.
Наблюдения за бизнесом в апреле-мае: 1) Что касается начала 2К, ЦИАН отмечает рост количества листингов и времени их экспозиции, что поддерживает вертикаль вторичной недвижимости. 2) Хотя ЦБ постепенно понизил ставку до 11,0% (26 мая), ставки по ипотеке остаются высокими и, вероятно, продолжат оказывать давление на спрос на недвижимость.
Позитивные ценовые тренды нейтрализуют слабую динамику листингов в 1К. Общее количество листингов в размере 1,70 млн показало продолжающуюся нормализацию с 2,04 млн в 1К21 (и снижения на 2% с 4К) на фоне перезапуска монетизации в некоторых регионах в 2021 г., повышения цен (снижение количества устаревших, дублирующих и других неликвидных листингов) и общей неопределенности на рынке. С другой стороны, мы отмечаем продолжающийся позитивный ценовой тренд по средней дневной выручке за листинг (по всем географиям присутствия), которые выросла на 59% г/г и на 22% к/к (до 6,7 руб.). Это включает рост на 35% г/г в Москве и регионе (до 26,9 руб./сутки) и на 80% г/г (до 2,4 руб./сутки) в других регионах (+3% и -4% с 4К соответственно).
Рост выручки остается сильным на уровне 38%. Выручка за 1К выросла на 38% г/г до 1,73 млрд руб., что близко к росту на 42% г/г в 4К. Выручка основного бизнеса в Москве и регионе выросла на 32% г/г (ускорившись с +22% г/г в 4К), выручка в других регионах выросла на 49% в 1К (против 88% г/г в 4К) на фоне эффекта от перезапуска монетизации и повышения цен за услуги листингов. Совокупное количество монетизированных регионов выросло до 42 с 21 в 4К. Рост выручки ипотечного маркетплейса нормализовался до 52% г/г и ожидаемо снизился на 34% к/к. В целом выручка смежных сервисов составила 104 млн руб. (+82% г/г, -37% к/к).
Уверенная картина в части EBITDA. Скорректированная EBITDA составила 56 млн руб. в 1К (при рентабельности 3,2%, что на 3,3 п. п. ниже к/к), что на 52% ниже к/к. Рентабельность EBITDA ключевого бизнеса составила 16,1% в 1К, снизившись на 8,3 п. п. с 4К. В Москве и регионе рентабельность сохранялась на здоровом уровне 58% (почти не изменившись к/к и +5,7 п. п. г/г). Убыток EBITDA в других регионах углубился и составил -433 млн руб. (при рентабельности -100%). Среднемесячные денежные потери смежных сервисов (- 205 млн руб. EBITDA) улучшились в сравнении с 4К.
Денежные средства и их эквивалентны составили 2,58 млрд руб. на 31 марта, показав рост на 6,6% к/к.
Менеджмент отмечает устойчивость бизнеса и указывает на продолжение роста платформы. В своем заявлении в пресс-релизе глава компании Максим Мельников отметил контрциклический характер бизнеса ЦИАН, что позволяет демонстрировать высокие показатели, несмотря на нестабильные рыночные условия и снижение спроса на недвижимость. Более того, основываясь на предыдущем опыте, менеджмент считает, что во времена экономических спадов ключевые группы клиентов, такие как риелторы и девелоперы, как правило, направляют свои маркетинговые бюджеты лидеру рынка, помогая основному игроку укрепить свои позиции. В целом команда менеджмента считает, что даже при сложной рыночной конъюнктуре бизнес ЦИАН сможет продолжить демонстрировать устойчивый рост.
Курбатова Анна
«Альфа-Банк»