Не стоит смешивать Ozon и Fix Price, потому что они работают в разных сегментах: Ozon – это электронная коммерция, Fix Price в сегменте офлайн-торговли, причем в определенном ценовом сегменте так называемых низкомаржинальных товаров повседневного спроса. Этот формат в отличие от, например, зарубежных рынков в России развит довольно слабо. В общем-то, если оценивать рынок и конкурентные позиции участников этого рынка, то мне в голову приходят два игрока. Это, собственно, Fix Price с долей рынка почти 90% и Home Market с долей рынка примерно 4,5%.
Все остальное – это сегмент хозтоваров у дома, либо формат дрогери крупных ритейлеров, например, «Магнита», «Ленты» или X5. Но это все-таки немножко другая философия ценовой политики. Именно поэтому мы выделяем Fix Price как компанию с очень сильными конкурентными позициями.
Когда ассортиментный ряд делится четко на ценовые категории с фиксированной ценой: условно 59 рублей, 109 рублей, 159 рублей, 199 рублей и так далее, то любому конкуренту крайне сложно по уровню маржи зайти в этот сегмент и в эту нишу. Даже тот же Home Market не является магазином фиксированной цены.
Понятно, что с Fix Price с Ozon сравнить абсолютно не стоит. Да, у Fix Price есть с 2018 года онлайн-направление. Я, кстати, считаю, что это особенно в эпоху пост-пандемийного развития может стать одним из конкурентных преимуществ компании. Но не надо думать, что это конкурент для Ozon.
Абелев Олег
ИК «Риком-Траст»
Это две абсолютно разные ниши. Скорее, конкурентом Fix Price может стать экспансия со стороны крупных ритейлеров, которые могут пытаться открывать в сегменте так называемых лоукостеров магазины товаров широкого потребления. В частности, насколько я помню, «Лента» открыла сеть «Чижик», которая является таковым.
Но с учетом того, что этот рынок в отличие от развивающихся стран в России крайне сжат и по прогнозам к 2027 году он должен вырасти чуть ли не втрое, здесь есть, где развернуться и куда выходить. Поэтому я оцениваю перспективы Fix Price достаточно позитивно.
Единственное, как обычно бывает с IPO в России, я не рекомендовал нашим клиентам участвовать в IPO, потому что понимал, что инвестиционные меморандумы эмитентов часто содержат немножко преувеличенную и приукрашенную информацию. Надо посмотреть, что происходит в первые дни после начала торгов.
Если говорить про то, что сейчас происходит с Ozon, то он стал жертвой панических продаж после обвала на рынке криптовалют, когда на прошлой неделе инвесторы по всему миру активно продавали бумаги ИТ-сегмента. Здесь под раздачу попал не только Ozon. Под раздачу попали все крупнейшие IT-компании, в числе которых «Яндекс», Qiwi, Mail.ru. За рубежом попала пятерка FAANG, то есть Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google. Попали телеком-компании типа AT&T и Verizon.
Как говорили раньше: «Говорим – партия, подразумеваем – Ленин», а сейчас: «Говорим – криптовалюта, подразумеваем – IT». Но на американских рынках уже начался отскок. Индекс Nasdaq вырос почти на 4%. Очевидно, что падение было связано с паническими продажами. Хотим мы этого или нет, цифровизация нашей жизни продолжает идти. Вот, например, новость, о том, что «Сбер» совместно с X5 запускают буквально c 1 апреля в магазинах X5 опцию оплаты товаров на кассе по сетчатке глаза. Вот цифровизация в чистом виде. Спрос на производителей ПО будет расти. Поэтому для Ozon который практически превратился в гиганта электронной коммерции, есть потенциал для роста.