Российские железные дороги в пресс-релизе по итогам апреля сообщили об объемах погрузки в размере 105,5 млрд тонн и грузообороте в 221,6 млрд т-км, что составило рост на 3% и 0,5% в годовом исчислении. Объемы погрузки угля и нефтепродуктов выросли на 2% и 1% г/г соответственно, при этом мы отмечаем низкую базу 2022 года из-за санкций и логистических проблем, с которыми столкнулись экспортеры.
При сопоставлении месяца к месяцу мы отмечаем снижение отгрузок угля и нефти (на 8% и 14% соответственно), что, по нашему мнению, отражает высокую базу динамики марта на фоне отложенного спроса с февраля, сезонных изменений (окончание отопительного сезона), снижения спроса из Азии в связи с празднованием Рамадана и сниженной производственной активности в преддверии майских праздников. Сезонные факторы, по нашему мнению, способствовали восстановлению объемов перевозок строительных материалов и черных металлов в помесячном сопоставлении (1% и 3% соответственно).
С точки зрения арендных ставок подвижного состава, по данным отраслевых источников в апреле наблюдалась положительная динамика как по ставкам на полувагоны, так и на цистерны.
Долгосрочные средние ставки аренды полувагонов выросли на 5% м/м при 4%-ном росте ставок, зафиксированных на споте. Ставки на аренду цистерн выросли на 3% м/м. Дальнейший рост зависит от положительной динамики объемов грузовых железнодорожных перевозок и решении узких мест в инфраструктуре РЖД, в то время как риски снижения связаны с избытком полувагонов на сети РЖД и внешними негативными факторами для российских экспортеров.
Пока складывается впечатление, что мрачные прогнозы не оправдались, поскольку крупнейшие российские нефтяные компании сохраняют уверенное присутствие на мировом рынке энергоносителей, в то время как экспорт угля остается прибыльным по всем направлениям, несмотря на снижение цен на уголь в последнее время. Мы можем рассчитывать на дальнейшую поддержку со стороны ослабления рубля. Увеличение сезонного спроса на энергоносители со стороны Китая и Индии может предполагать дальнейший рост для российских экспортеров. Мы подтверждаем наш позитивный взгляд на Globaltrans, в то время как в целом статистика НЕЙТРАЛЬНА для акций.
Красноженов Борис
Толстых Юлия
«Альфа-Банк»