Бумаги VK (ранее Mail.ru) подросли сегодня на 72,3%, с 235 рублей до 510. Бумаги компании последний раз торговались на Мосбирже 25 февраля. Так как бумаги не были допущены к торгам больше месяца, инвесторы не смогли отыграть своевременно новость о том, что многие пользователи перешли в соцсеть «ВКонтакте» после блокировки в России
(принадлежат Meta, признана экстремистской, запрещена в РФ). По этой причине, как только бумаги компании стали доступны для инвесторов, цена сильно возросла.
Почему росли бумаги?
Блокировка Instagram (принадлежат Meta, признана экстремистской, запрещена в РФ) вызвала переток клиентов в соцсеть «ВКонтакте». За март приток блогеров в соцсеть вырос в 2 раза, за ними тянутся и подписчики. Увеличение клиентов в конечном счете выльется в рост рекламных доходов компании VK.
Сулейманова Наиля
«Финам»
Сегодняшний рост надо рассматривать не как удорожание бумаги в связи с новыми фундаментальными факторами, а как возвращение к прежней цене, считает Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам».
Фундаментальный фактор заключается в том, что компания продолжает функционировать, и с точки зрения бизнеса у нее много новых возможностей. К примеру, компании досталась аудитория тех зарубежных проектов, доступ к которым сейчас закрыт.
Несмотря на то, что сегодняшний рост компании объективен, многие аналитики, инвестблогеры относятся к VK скептически.
«Для многих взлет столь неоднозначной бумаги стал неожиданностью. Даже после бурного роста, потери за время с IPO по-прежнему 71%, с начала года минус 33%», — отмечает Антон Весенний, автор Telegram-канала «Ленивый инвестор». «Почему же за месяц простоя накоплен такой большой спрос на бумагу с не самым лучшим послужным списком? Очевидно, рынок прайсит продолжение тренда на монополизацию российского рынка соцсетей. Уже понятно, что западные конкуренты будут блокироваться или уходить сами. История, увы, не рыночная, но такой теперь рынок», — поясняет Весенний.
Владимир Литвинов, создатель, автор сообщества «ИнвестТема» считает, что сегодня в моменте, когда котировки прибавляли более 80%, в акциях были манипуляции. «Мы уже это видели весь 2021 год, когда без видимых причин акции падали против рынка, опережая даже более убыточные компании. Явная манипуляция видна и сейчас», — говорит Литвинов. «На минимальных объемах торгов, такие доходности — это манипуляция, с которой не справляется или не хочет справляться маркетмейкер», — объясняет блогер. «В США за такое отправляют в тюрьму. Называется — инсайдерская торговля, запрещенная законодательством. А у нас? А у нас и так сойдет…», — негодует Литвинов.
Что будет с акциями дальше?
Бумаги компании будут испытывать сильные колебания в ближайшие неделю, месяц и даже год, прогнозирует Леонид Делицын. Он связывает это с тем, что VK – стратегически важный российский актив, но по размеру он значительно меньше, чем крупные сотовые операторы или «Яндекс».
Если блокировку Instagram (принадлежат Meta, признана экстремистской, запрещена в РФ) отменят, то акции упадут, говорит Делицын. Но, он подчеркивает, что в ближайшие месяцы блокировку не отменят, и менеджмент VK постарается сделать все, чтобы доставшаяся ему аудитория обратно в Instagram (принадлежат Meta, признана экстремистской, запрещена в РФ) уже не вернулась.
Дополнительной подпоркой для котировок может стать господдержка, которая будет оказана VK в случае проблем, считает Весенний. «То, на чём расписки VKCO еще полгода назад падали — смена акционеров, назначение главой компании Кириенко — сегодня может обернуться плюсом. Другие бизнесы, в частности, игровой, тоже будут конкурировать на искусственно расчищенной поляне», — прогнозирует блогер.
После окончания текущего геополитического периода стоимость акций будет определяться состоянием российского фондового рынка и экономики в целом, прогнозирует Делицын. «Тот, кто покупает акции сейчас, исходит приблизительно из таких прогнозов, которые делали в феврале, то есть не ожидает дальнейшего обострения обстановки», — объясняет аналитик. «В некотором роде у нас начал реализовываться китайский путь развития сети, а он, как известно, породил таких гигантов, как Baidu, Alibaba и Tencent», — отмечает Делицын.
«Если новостные проекты „Яндекса“ продадут компании VK, то VK станет с большим отрывом доминировать и на медийном поле. Далее, пусть даже есть мнение, что сейчас за проект VK „Кухня на районе“ средний покупатель не заплатит дорого, сообщалось, что интерес в данном случае может проявить „Яндекс“. А значит, два крупнейших российских интернет-проекта могут произвести обмен некоторыми активами. Кстати, два десятилетия назад подобный обмен имел место, тогда еще с участием холдинга Port.Ru (прародитель холдинга Mail.ru, который стал предшественником VK)», — рассуждает Делицын.
«Мы не меняем оценки финансовых результатов компании на среднесрочный период, но снизили с 50% до 35% дисконт на нерыночные и макроэкономические риски, который применяем для ее оценок», — сообщает Александр Осин, аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс».
«Российский рынок сейчас очень „тонкий“, и после длительной приостановки торгов инвесторы ищут равновесные позиции по различным инструментам. В таких условиях отдельные взлеты и падения могут быть существенными и не поддаваться общей фундаментальной логике. Та что никаких далеко идущих выводов из сегодняшней динамики бумаг VK делать не следует», — поясняет главный аналитик «Открытие Инвестиции» по российскому рынку акций Алексей Павлов.