Избранное трейдера zaq789
Друзья, рад вас приветствовать на страницах моего блога в новом году. По традиции на короткой праздничной неделе я опубликую для вас серию статей, в которых подобьем итоги 23 года, проведем секторальный анализ и выделим перспективные бумаги на будущий год.
В 23 году фондовый рынок России заметно восстановился после потерь 22 года. Причина кроется в купировании геополитического конфликта, сохранении фундаментальных метрик публичных компаний, стабилизации экономики и девальвации рубля. 23-й порадовал и новыми игроками на бирже. Давайте коротко пробежимся по этим тезисам.
Геополитика
После кризисного 22 года инвесторы настороженно подходили к выбору активов в начале года, вспоминая бойню перед биржевыми каникулами, а потом понеслось… Отзвуки конфликта были слышны лишь в приграничных районах, развязывая руки быкам. Начиная с весны рынок почти безотказно начал расти, попутно разгоняя неликвидные активы и наши портфели. Текущее замедление роста стало вполне логичным этапом, и может служить отправной точной для дальнейшего восстановления. Для этого нужно лишь спокойствие на «фронтах».
Ассоциация морских торговых портов представила накануне статистику по грузообороту за ноябрь 2023 года, а потому предлагаем заглянуть в неё по горячим следам и проанализировать основные моменты, ориентируясь на данные за последний месяц (ноябрь) и два последних месяца (октябрь-ноябрь).
📉 Совокупный грузооборот в РФ по сравнению с ноябрём прошлого года сократился на -15,1% (г/г) до 62,6 млн тонн, причём снижение произошло по всем основным бассейнам, за исключением Каспийского. Важно отметить, что это уже второй месяц подряд, когда наблюдается снижение грузооборота, что вызывает определенные опасения.
🔸 Грузооборот портов Новороссийсказа октябрь-ноябрь сократился на -3,3% (г/г)до 23,6 млн тонн. В южных портах наблюдается сокращение как перевалки сухогрузов, так и наливных грузов. Это негативный сигнал для НКХП и НМТП.
Отчасти ситуация вызвана ноябрьским сокращением погрузки на сети РЖД в ноябре — монополия в последнее время стала долго согласовывать заявки на перевозку грузов, а уже согласованные заявки требуется пересогласовывать для введения суточного клиентского плана погрузки. Разумеется, это оказывает негативный эффект на бизнес РЖД.
🍾 Российский рынок вина ежегодно демонстрирует стабильный рост, и отечественные виноделы вполне могут нарастить свою рыночную долю в следующем году. Предлагаю сегодня порассуждать об основных тенденциях отрасли, обновив заодно свой текущий инвестиционный взгляд на акции Абрау-Дюрсо.
📊 Итак, как видно из приведённой ниже диаграммы, объём российского рынка вина в этом году может достигнуть рубежа в 1 млрд бутылок:
В начале ноября в Москве проходил второй Российский винодельческий форум, в рамках которого было озвучено исследование о потреблении вина в России. Вот самые интересные тезисы из этого исследования:
🔶 Почти 40% респондентов употребляют вино не реже 1 раза в месяц.
🔶 При выборе конкретного напитка потребители практически в равной мере ориентируются как на вкусовые особенности вина, так и на цену.
🔶 Большинство населения отдает предпочтение винам из ценового диапазона 300-700 руб.
🔶 Самый интересный и неожиданный вывод для всех участников форума заключался в том, что порядка 70% респондентов отдают предпочтение отечественным винам, при этом в прошлом году этот показатель был на 20 п.
За прошедший год (после индексации тарифа и отмены техприсоединения за символическую плату) сетевые компании прибавили в финансовых результатах. Сейчас котировки дочек Россетей прилично скорретировались после бурного летнего ралли, и настало время разобрать — кто наиболее интересен среди представителей отрасли.
Для начала я исключил из обзора холдинг — ПАО Россети, т.к. дивидендов в нем не ожидается еще несколько лет, и это вряд ли импонирует привыкшим к высокой дивдоходности участникам рынка. Также не рассматривал префы Ленэнерго — в них присутствует специфический риск, и бумаги Россети Северного кавказа — как хронически убыточные (и хронически бездивидендные). Итого для обзора осталось 10 бумаг: ниже представлены их мультипликаторы — P/E, EV/EBITDA и NetDebt/EBITDA. Дисклеймер: бумаги отсортированы по инвестиционной привлекательности (на мой субъективный взгляд, конечно же).
Явно в выборке как дешевые (по совокупности параметров) выделяются верхние 4 бумаги: низкие мультипликаторы стоимости и низкий долг. Посмотрел, как выросла выручка этих компаний (отношение выручки за последние 12 месяцев к значению 2018 года):
Американские водители недовольны нехваткой доступных электромобилей. В стране предлагаются к продаже около пятидесяти моделей в среднем и премиум-классе, в то время, как Китай снабжает мировые рынки бюджетными моделями, а их выбор втрое больше. Но для покупки в США они недоступны.
Спросите любого американского автопроизводителя, почему в США ситуация хуже в плане выбора и цены? Он ответит, что главным образом это проблема рентабельности. Чтобы окупить инвестиции в электрификацию, автопроизводители в первую очередь концентрируются на грузовиках, внедорожниках и других моделях премиум-класса.
Возьмите Atto 3 от BYD, небольшой переднеприводный кроссовер с одним из самых передовых аккумуляторов. Atto 3 стоит всего 20 000 долларов в Китае и начинается от 38 000 долларов в Великобритании и Европе. Но ни один Atto 3 не выйдет на рынок США.
Но почему? Ответ кроется частично в логистике и частично в политике. Хотя США имеют успешный опыт продвижения иностранных автомобилей (Toyota — один из самых популярных брендов в стране), но иностранные производители находятся в невыгодном положении при выходе на американский рынок. В двух категориях этот недостаток слишком ощутим, чтобы почти полностью искоренить иностранную конкуренцию: пикапы и автомобили китайского производства.