Избранное трейдера Сергей Сергаев
В трейдинге акцент часто смещён в сторону поиска идеальных входов, тогда как стратегии выхода остаются в тени. Между тем именно выходы определяют соотношение прибыли и убытков. Раздельное тестирование помогает изолировать входы и оценить, как разные методы управления позицией влияют на результат. В этой статье входы будут выполняться с 50% вероятностью — это устраняет фактор предсказуемости и позволяет объективно сравнивать эффективность различных стратегий выхода.
В статье тестирую две стратегии трейлинг-стопов для Московской биржи на фьючерсном контракте USD/RUB (Si) на часовом таймфрейме, используя язык Pine Script в TradingView.
Под капотом Pine Script: как устроен и для чего используется язык TradingViewГлавный вопрос исследования — какой метод трейлинг-стопа показывает лучшие результаты при одинаковых входах: фиксированный процентный или адаптивный ATR? Простой трейлинг-стоп строго ограничивает риск, но полностью игнорирует рыночную волатильность. В отличие от него, ATR-трейлинг, основанный на значении среднего истинного диапазона, автоматически подстраивается под текущие колебания рынка и способен удерживать прибыль в затяжных трендах.
Что есть тренд – вопрос почти риторический. Принятое классическое понятие тренда я бы назвал, по сути, больше визуальной трактовкой поведения цены. Простыми словами тренд – это ожидание дальнейшего роста (снижения цены). Такое ожидание, а точнее все же прогноз дальнейшего движения цены, фактически регламентируется параметрами, зависящими от времени и собственно торгуемого метода. У многих эта фраза вызывает сильное отторжение, только зачем обманывать себя, не проще называть все своими именами?
Вот давайте по сути:
1) Любое открытие позиции есть ничто иное, как прогноз на будущее движение цены (или ваше ожидание ее поведения в будущем), даже если вы тупо используете принцип монеты. Можно пробовать повышать мат. ожидание стопами и тейками, фундаментальным или техническим анализом, методами Ганна, волн, Фибоначчи и проч. Суть открытия позиции от этого не меняется – все равно позиция открывается в ожидании прибыли, а значит и направление движения цены так же ожидается в сторону открытой позиции.
Многим известно, что потеряв 10% стоимости актива, нужно заработать более 10%, чтобы восстановить первоначальную сумму. Наглядно пример с акциями «Газмяс»: цена упала с 1000 рублей до 900 рублей (убыток 10%), затем поднялась на 10%, что составило 990 рублей, а не исходные 1000. Это математический факт, который стоит помнить, особенно в финансах.
Для восстановления после потери в 40% необходимо заработать 67% от оставшегося капитала. Если убыток составил 70%, то для восполнения нужно увеличить капитал на 233%. С другой стороны, высокий доход может быстро уменьшиться из-за процентного дисбаланса. Например, 80%-ный рост может быть нивелирован 44%-ным падением.
Капитал увеличивается нелинейно: сначала рост идет медленно, затем ускоряется благодаря принципу сложного процента. Реинвестирование значительно усиливает этот эффект, словно добавляя «реактивное топливо» в механизм увеличения прибыли.
Собрала 100 интереснейших, на мой взгляд, цитат.
И мудрость инвесторов, и советы трейдеров, и мысли по поводу криптовалют.
Некоторые, похоже, являются спорными, или намеренно «громкими», думаю, их авторы хотели твёрдо донести свою мысль.
1. «Любители на рынке думают о том, сколько денег они могут заработать. Профессионалы думают, сколько денег они могут потерять» – Джек Швагер.
Удивительно и банально, но у рынка не так много вариантов, и если мы не теряем, то мы априори либо зарабатываем, либо ждём.
2. «Продавцы считают, что цена слишком высока и вскоре упадёт, а покупатели думают, что она чересчур низка и должна подняться. В действительности, уверенность большинства трейдеров в их ожиданиях и прогнозах – всего лишь иллюзия» — Даниэль Канеман.
Каждый раз, когда мы покупаем, кто-то продает тот же актив по той же цене на ту же сумму.
3. «Если вы собираетесь „играть“ на рынке, готовьтесь к разочарованию.» — Джордж Сорос.
Играют игроки, и могут либо выигрывать, либо проигрывать, на бирже стремятся увеличивать вложения, а это невозможно без убыточных решений.
Финансовое моделирование и оценка методом дисконтирования денежных потоков (DCF) являются основной функцией инвестиционного аналитика в брокерских, инвестиционных компаниях, инвестфондах. На основе DCF-модели и сравнительного анализа оценочных мультипликаторов (PS, P/E, EV/EBITDA) рассчитывается справедливая цена акции и соответствующая рекомендация: «покупать», «продавать» или «держать».
Если на фондовом рынке можно было бы получить сверхдоходы математическими методами, то математики и аналитики были бы самыми богатыми участниками рынка. Но это не так. Самые успешные участники фондового рынка – это трейдеры и «умные деньги». Достаточно посмотреть на результаты конкурса Мосбиржи «Лучший частный инвестор трейдер»: счета растут в несколько раз за 3 месяца по сравнению с модельными портфелями аналитиков брокерских компаний с доходностью на уровне рынка.
Рэнкинг участников ЛЧИ-2022 по доходности
Представьте, что вам предлагают купить бизнес. На первый взгляд, он приносит прибыль, но стоит ли его покупать? Именно здесь на сцену выходит EBITDA – показатель, который может раскрыть истинное финансовое состояние компании.
📊 Что такое EBITDA и почему он важен?
EBITDA – это Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation, and Amortization или прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. По сути, этот показатель показывает, сколько компания зарабатывает на своей основной деятельности, не отвлекаясь на кредитные обязательства, налоговую нагрузку и постепенное обесценивание активов.
Почему это важно? Допустим, у двух компаний одинаковая чистая прибыль, но у одной большие долги, а у другой – льготное налогообложение. Сравнивать их сложно. EBITDA нивелирует эти факторы и позволяет объективно оценить, как компания ведёт свою основную деятельность.
☕️ Простой пример
Представьте, что у вас есть кофейня. Выручка – 1 000 000 ₽ в месяц. Основные расходы на аренду, зарплаты и закупку продуктов – 600 000 ₽.
Как частный инвестор, я всегда ищу способы упростить управление своим портфелем. Особенно меня интересуют высокодоходные облигации. Да, они немного «мусорные», но я не стремлюсь быть финансовым аналитиком в этом или детально изучать каждого эмитента.
Моя цель проста: купить бумаги и получать купоны, то есть стабильный доход. Однако, чтобы избежать неприятных сюрпризов, важно вовремя узнавать новости о компаниях-эмитентах.
Если бы у меня было всего 3–5 облигаций, я могу просто периодически пробивать названия эмитентов в поисковике и смотреть, что о них пишут. Но когда в портфеле 10 и более бумаг, такой подход превращается в рутину, на которую жалко тратить время. Автоматизация здесь может существенно упростить задачу.
Почему не использовать готовые решения?
Да, существуют профессиональные сервисы вроде Cbonds или Bloomberg Terminal, которые позволяют отслеживать новости по эмитентам.
-- График должен быть открыт в Quik'е Class = "SPBFUT" -- "CETS_MTL" "CETS" SecId="BRK4" -- "NGJ4" "GLDRUB_TOM" "USD000UTSTOM" "SiZ3" Intrvl = INTERVAL_H1 -- D1 -- M5 Header = "<TICKER>;<PER>;<DATE>;<TIME>;".. "<OPEN>;<HIGH>;<LOW>;<CLOSE>;<VOL>" Period = "60" -- Дневки - 0, W1, MN1, H4, H2 - недопустимо function Log (i) local t = DS:T(i) local ymd = string.format ("%04d%02d%02d", t.year, t.month, t.day) local hms = string.format ("%02d%02d%02d", t.hour, t.min, t.sec); if not (IniDt <= ymd and ymd <= FinDt) or not (IniTm <= hms and hms <= FinTm) then return end local str = string.format ("%s;%s;%s;%s;%.4f;%.4f;%.4f;%.4f;%.0f\n" ,SecId, Period, ymd, hms ,DS:O(i), DS:H(i), DS:L(i), DS:C(i), DS:V(i)) F:write (str) end -- Log() function OnInit (scriptPath) qu = require ("QuikUtil(qu)") -- lu,qc,tu ScriptDir, ScriptName = lu.
Что особенно интересно, эта книга – это прямая речь Баффета без каких-либо искажений. Но есть минус – в этой книге прям есть повторы, когда Баффет рассказывал разным студентам одно и то же.
Кроме того, к этому моменту я уже прочел много книг про Баффета и да! Здесь есть немало нового.
Про инвестиции
👉Моя работа – аллоцировать капитал.
👉Одна из важных вещей, которой учит Баффет – это способность компаний повышать цены. Примеры – Кока-Кола может поднять цены на 1 цент – никто не заметит и не перестанет покупать колу. Но есть поднять цены на подкладки для костюмов на 0,5%, то у тебя просто перестают их покупать (Berkshire H. имела ½ этого рынка в США). Поднимать цены можно только на дифференцируемые продукты (любимые многими торговые марки). А вот на commodity поднять цены нельзя, так как клиент сразу уйдет к конкурентам.
К первой группе относится конфеты See’s Candy, газета для лудоманов Daily Racing Form.
👉Вторая вещь, которой учит Баффет – это избегать бизнесов, где постоянно нужны высокие капзатраты. Он приводит пример такой компании – AT&T. Баффет, например, любил газеты (медиа-активы), потому что в этот бизнес не надо было вкладывать большой CAPEX.
👉Самая важная вещь, которую я пытаюсь выяснить, оценивая бизнес – насколько большой ров защищает бизнес от конкурентов.