Консолидация бизнеса в сегментах фудтех, доставки и беспилотного транспорта может обеспечить дополнительные кросс-платформенные синергетические эффекты в экосистеме «Яндекса» и повысить эффективность управленческих процессов в компании.
В рамках опциона на покупку 29%-ной доли UBER в совместном предприятии MLU, которое после реорганизации сфокусируется на заказах поездок и каршеринге, бизнес оценивается в $6.2 млрд, что соответствует мультипликатору EV/GMV 2021П на уровне около 0.7x, то есть с дисконтом более чем в 20% к мировым аналогам: (UBER – 0.9x, LYFT – 1.3x).
Сделку стоимостью $1 млрд «Яндекс» способен профинансировать непосредственно денежными средствами (компания по состоянию на 30 июня располагала денежными средствами и краткосрочными депозитами в объеме около $2.9 млрд). Данная новость в целом должна стать позитивной для компании.
«Яндекс» получит 100%-ную долю в сегментах фудтех, доставки, беспилотного транспорта и дополнительную 4.5%-ную долю в бизнесе MLU за $1 млрд с оплатой денежными средствами. Компания получит 100%-ную долю в сервисах Яндекс.Еда, Яндекс.Лавка и Яндекс.Доставка, которые будут выделены из MLU B.V. – совместного предприятия Яндекса и UBER, – а также станет единоличным владельцем бизнеса Yandex Self-Driving. Кроме того, Яндекс получит от Uber дополнительную 4.5%-ную долю в MLU, которая после реорганизации сосредоточится на развитии сервиса заказа поездок и каршеринге. По результатам сделки доля «Яндекса» в MLU составит 71%.
Бизнес MLU оценивается в $6.2-6.9 млрд, что предполагает дисконт относительно мировых аналогов. «Яндекс» также получил колл-опцион на приобретение оставшейся доли (29%) в реорганизованной MLU, с ценой исполнения опциона от $1.8 млрд до $2.0 млрд, в зависимости от даты исполнения. MLU можно оценить в $6.2-6.9 млрд, исходя из стоимости 29%-ной доли Uber. По нашим оценкам, мультипликатор EV/GMV 2021П для MLU составляет около 0.7x, в то время как Uber торгуется на уровне 0.9x, а Lyft – 1.3x, что означает дисконт MLU более чем в 20% относительно аналогов.
Доли в быстрорастущих бизнесах фудтех, доставки и беспилотного транспорта приобретаются примерно за $700 млн – по нашим оценкам, исходя из цены $300 млн, уплаченной за 4.5%-ную долю в бизнесе MLU. Только за 1П21 оборот (GMV) и выручка сегмента фудтех выросли на 121% и 158% соответственно, причем «Яндекс» является одним из основных бенефициаров развития российской фудтех-индустрии, дополнительный импульс которому придает пандемия. Оборот и выручка в сегменте доставки взлетели на 391% и 435% г/г соответственно, что отражает как эффект низкой базы, так и высокий спрос на услугу.
Консолидация должна создать новые синергетические эффекты и повысить эффективность управленческих процессов в Яндексе. Полный контроль над новыми вертикалями позволит компании усилить кросс-платформенные преимущества в рамках своих экосистем, особенно в области электронной коммерции, и кристаллизовать свою ценность для акционеров.
Дима Виктор
«Атон»