Про «Аэрофлот» сегодня было несколько новостей, которые могут оказать влияние как на дальнейшее развитие всей группы (как известно, в неё входят несколько перевозчиков), так и на капитализацию и стоимость ценных бумаг.
Во-первых, компания сообщила о том, что она меняет стратегию развития, которая должна превратить её в «пятизвездочного» перевозчика. В новой стратегии до 2028 года, которая придёт на смену прежней, рассчитанной до 2023 года, планируется разделить направления деятельности между перевозчиками, входящими в состав группы.
Так, сам «Аэрофлот» намечено превратить в одного из ведущих мировых перевозчиков, который будет выполнять дальнемагистральные рейсы. «Победа» должна будет заменить «Аэрофлот» на большей части среднемагистральных рейсов, и количество самолётов у неё в парке должно сравняться с количеством самолётов самого «Аэрофлота» – их должно насчитываться порядка 170 единиц. Количество самолётов у авиакомпании «Россия» должно составить порядка 250 воздушных судов. Она сосредоточится на эксплуатации отечественной техники, на социальных направлениях, на «плоских» тарифах, то есть на авиабилетах с фиксированной стоимостью, которая не зависит от даты покупки и сезона и действует в течение всего года.
Во-вторых, Правительство РФ предоставило компании государственные гарантии по кредитам на сумму в 70 миллиардов рублей, об этом сегодня сообщил Премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Гарантии предоставлены на пять лет, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев высоко оценил их значение, сказав, что эффект от них очень важен для компании.
Такие новости могут оказать существенное влияние на дальнейшую деятельность компании и отразиться на стоимости ценных бумаг. Ключевым фактором может стать «разведение» компаний группы по разным нишам и сосредоточение их на определённых видах перевозок, предусмотренное новой стратегией. Это позволит уменьшить внутреннюю конкуренцию в группе, сократить расходы, оптимизировать организационную структуру и численность персонала. Если каждая компания в группе будет специализироваться на полётах определённого типа, это может повысить интерес к ним со стороны пассажиров, ведь практически любой полёт они смогут выполнить самолётами одной из компаний группы, не важно, будет это межконтинентальный перелёт или полёт по России, на иностранном воздушном судне или отечественном. Не исключено, что такое разделение компаний группы по направлениям деятельности может стать первым шагом к выпуску ими собственных акций, что позволит «Аэрофлоту» заработать на продаже части своего пакета.
Повлияет на дальнейшую деятельность компании и предоставление ей государственных гарантий на кредиты, которое обеспечит экономическую стабильность. По различным оценкам, сокращение авиационных перевозок в мире в последние несколько месяцев составило 80-90%, операционные показатели многих компаний уменьшились, власти ряда стран пошли на предоставление им различных мер поддержки. Например, власти Германии в конце мая согласовали помощь компании Lufthansa на 9 миллиардов евро, для чего они намерены приобрести 20% пакет акций компании, а также они получат 2 места в наблюдательном совете. А в апреле власти Франции согласились предоставить кредит в размере 7 миллиардов евро компании Air France – KLM. Предоставление государственных гарантий отечественному перевозчику соответствует общемировым тенденциям, это позволит компании справиться с кризисом и быстрее возобновить объёмы перевозок.
Эти новости могут положительно сказаться на стоимости ценных бумаг «Аэрофлота», как в ближайшее время, так и в более далёкой перспективе. Они могут вызвать дополнительный интерес у инвесторов, дать им возможность заработать, а также поддержат курсовую стоимость акций перевозчика.
Баранов Дмитрий
УК «Финам Менеджмент»