Антироссийские санкции продолжают оказывать сильное давление на рынок. В ходе онлайн-конференции
«Банковский сектор — последствия „санкционного взрыва“ на сайте Finam.ru, эксперты обсудили, насколько катастрофичны последствия санкций для российских банков? Смогут ли они оправиться и вернуться к былым временам с рекордной прибылью? Какие банки наиболее уязвимы? Хватит ли у ЦБ РФ ресурсов чтобы спасти все системообразующие банки в условиях ополовиненных резервов и дальнейшего ухудшения ситуации в виде кризиса?
Владимир Литвинов, квалифицированный инвестор, создатель сообщества ИнвестТема, обращает внимание на то, что бизнес „Сбербанка“ или ВТБ сконцентрирован внутри страны, поэтому санкции оказывают лишь второстепенное влияние на доходы. Эксперт предлагает сфокусировать внимание надо на внутренних экономических факторах. „Смогут ли банки оправиться в будущем? Без сомнений! Крупный бизнес останется на плаву, постепенно восстанавливая выпадающие доходы. Крупные представители сектора останутся на рынке и в долгосрочной перспективе смогут вернуться к росту своих финансовых показателей – “Сбер», ВТБ, «Тинькофф», БСП, МКБ — из публичных, в их числе. Стоит переживать более мелким структурам. Тем, кому придется докапитализироваться, дабы удержать уровень достаточности капитала по Базель III на установленных регулятором значениях. Но переживать за это не стоит, так как они, скорее всего, не публичные и не торгуются на бирже", — рассказал эксперт. Иван Уклеин, директор по банковским рейтингам АО «Эксперт РА», говорит о том, что рекордные прибыли формально можно нарисовать примерно так же, как крепкий безналичный рубль. Но будут ли дивиденды — большой вопрос. «Проблема в том, что никто не знает, какой будет удар. Никогда такого не было, и вот опять. Пока не только не ощущаются, но и даже трудно прогнозируемы долгосрочные последствия. Глава ЦБ напрямую говорит о том, что „подстройка“ всей экономики под новые реалии начнётся по мере исчерпания запасов, то есть не ранее чем в 3кв2022», — сообщает он.
Игорь Додонов, старший аналитик ФГ «Финам», считает, что главные риски для банков связаны не непосредственно с санкциями, а с общим развивающимся в стране экономическим кризисом. Сектор накопил значительный запас прочности и при поддержке правительства и ЦБ, думаю, пройдет через нынешние сложные времена с контролируемыми потерями и сохранит в целом устойчивость
Степан Сумин, управляющий активами Cresco Finance, напоминает, что любой кризис цикличен. «Банковский сектор подвергается шторму не в первый раз за 30 лет. Общее состояние мировой экономики будет влиять на банки. Скорее всего банковский сектор будет двигаться в сторону очищения, так как не все банки выживут. Центральному банку выгодно иметь на виду не 500 банков, а 100, а может и еще меньше. В ближайшие два года увидим череду слияний и поглощений. Нет сомнений, что мастодонты в лице „Сбербанка“ и ВТБ останутся на плаву за счет накопленных доходов, а поддержки правительства. Важно то, как справиться экономика с инфляцией и надвигающейся стагфляцией.
Дмитрий Монастыршин, главный аналитик „Промсвязьбанка“, говорит о том, что основные риски банки несут по двум каналам: отток ликвидности и сокращение капитала из-за резервов. „Первый удар банки достойно выдержали. Повышение ставок стимулировало быстрый приток ранее снятых средств в систему. Структурный профицит ликвидности в начале июня вырос до 2 трлн руб. Банки сейчас размещают в ЦБ больше средств, чем привлекают. Снижение ставок по депозитам в мае также сигнализирует о комфортном уровне ликвидности.
Что касается возможных резервов, то здесь ситуация пока находится в процессе развития. Во-первых, у банков есть собственные запасы капитала. Во-вторых, систему поддерживают регуляторные послабления. В-третьих, есть отработанные в прошлые кризисы механизмы докапитализации, например, через ОФЗ. В начале 2020 года тоже было много стрессовых прогнозов относительно устойчивости банков, а по факту результаты оказали гораздо лучше“, — прокомментировал эксперт.