Как сообщает газета “Ведомости”, СП «Сбербанка» и «Яндекса» в области е-коммерции, которое развивается на платформе Яндекс.Маркет, рассматривает покупку гипермаркетов O'Key. Предположительно сделку профинансирует «Сбербанк».
На конец 1К19 O'Key владел 78 гипермаркетами общей площадью 528'000 кв м. 51% гипермаркетов расположены на собственных торговых площадях. Исходя из структуры базы магазинов O'Кей и анализа последних сделок в розничном сегменте, по нашей оценке, стоимость гипермаркетов О'Кей может быть оценена в 55,1 млрд руб. (примерно 105'000 руб./м2). Без учета чистого долга O'Key в размере 25,7 млрд руб. на конец 2018 г., по нашей оценке, акционерная стоимость составит примерно 29,6 млрд руб. ($465 млн). В 2018 г. вклад сегмента гипермаркетов составил примерно 91,5% к совокупной выручке O'Key. Учитывая равный вклад в рыночную капитализацию мы оцениваем акционерную стоимость сегмента гипермаркетов O'Key примерно в 30,1 млрд руб. ($473 млн), без учета премии за контроль.
Мы считаем новость НЕЙТРАЛЬНОЙ для «Сбербанка». Сумма $465-473 млн соответствует примерно 0,1% совокупных активов банка и 0,8% акционерного капитала на конец 2018 г. Потенциальная сделка укладывается в рамки стратегии «Сбербанка» в области электронной коммерции, которая в краткосрочной перспективе сосредоточена на развитии логистической инфраструктуры. В целом мы продолжаем считать, что проекты «Сбербанка» в области онлайн-коммерции и цифровых технологий должны стать дополнительным источником роста в долгосрочной перспективе для «Сбербанка». Мы считаем, что «Сбербанк» занимает хорошее положение на рынке, чтобы монетизировать свою общероссийскую клиентскую базу (примерно 60% россиян). Тем не менее, проект, вероятно, останется в инвестиционной стадии в ближайшие годы, оказывая несущественный вклад в чистую прибыль «Сбербанка».
Покупка сети гипермаркетов позволит Яндекс.Маркету и «Яндексу» развивать омниканальные продажи и предоставит доступ к логистической инфраструктуре (склады, «последняя миля» дистрибуции), на которые традиционно приходится существенная часть расходов платформ в области онлайн-коммерции. Если сделка состоится, СП «Яндекса» и «Сбербанка» будет первым игроком на российском рынке онлайн-коммерции, который совершит стратегический шаг в сторону традиционного ритейла, что создаст долгосрочные преимущества перед главными конкурентами (проекты в области онлайн-коммерции Mail.ru Group и Ozon) и соответствует последим мировым трендам, которые свидетельствуют о постепенном срастании онлайн и офлайн розничных сетей (Amazon вышел на рынок традиционного ритейла через покупку Whole Foods в 2017 г.).
Отметим, что потенциал создания стоимости в результате движения Яндекс.Маркет в сторону офлайн торговли будет во многом зависеть от успешной интеграции онлайн и офлайн бизнес процессов. Мы считаем, что эта новость не окажет мгновенного влияния на котировки «Яндекса». Мы ожидаем, что некоторые дополнительные комментарии в отношении развития Яндекс.Маркет могут быть предоставлены менеджментом «Яндекса» на предстоящей телефонной конференции по итогам 1К19, которая состоится 25 апреля.
Альфа-Банк