Заглянуть под капот Lyft: такси могут быть рентабельны? Сегодня представляем update по индустрии такси на основе финансовых показателей Lyft.
Небольшой background. На прошлой неделе мы получили доступ к официальным финансовым показателям Lyft. Это был первый взгляд на компанию из индустрии такси: индустрия молодая, потому компании ещё частные и показатели не публикуют. Этой весной, как мы говорили в наших отчётах по «Яндексу», на IPO выходят Lyft и Uber — лидеры индустрии.
В связи с этим Lyft сделал публичным первый проспект размещения, в котором раскрыл финансовые и операционные показатели.
Основные выводы из него:
— Рентабельность, вероятно, вопрос времени
— Клиенты лояльны
— У компаний есть возможность повышать цены для водителей
Разберёмся подробнее!
Рентабельность, вероятно, вопрос времени. По итогам 2018 выручка составила $2,2 млрд, что дало прирост 103% (209% в 2017). При этом издержки выросли на 77% (70% в 2018). То есть рост выручки существенно перегнал рост издержек — позитив. Такими темпами компания выйдет на рентабельность в ближайшие 2-3 года.
Валовая рентабельность выросла на 4 п.п. г/г до 42% — позитив.
Наибольший рост издержек пришёлся на исследования и разработку новых продуктов — позитив, т.к. компания инвестирует в разработку новых продуктов и будущую выручку.
Основная статья расходов — продажи и маркетинг (42% издержек кроме себестоимости) выросла на 42%, что в 2 раза меньше роста выручки — позитив. При этом расходы на маркетинг приносят лояльных клиентов, что тоже позитив.
В среднесрочной перспективе выход на положительную рентабельность будет обеспечен эффектом масштаба, выходом на полную эффективность новых инициатив и стабилизацией издержек. В долгосрочной перспективе выход на автономные машины существенно повысит показатели компаний, над которыми работают и Lyft, и Uber.
Лояльные клиенты. С каждым годом люди, начавшие пользоваться услугами компании, совершают всё больше поездок. Так, люди, начавшие пользоваться Lyft в 2015 году, в 2018 совершили на 166% больше поездок, в 2016 – на 68% больше поездок, в 2017 – на 44% больше поездок.
Такой прирост – позитив для индустрии: ничто не мешало людям начать пользоваться Uber, но они остались в экосистеме компании, что означает, что продукт «липкий».
При этом интересно, что с каждым годом прирост уменьшается. Это вызвано развитием индустрии: всё больше людей знают о компаниях, потому новые люди становятся менее заинтересованы в индустрии. Но переживать рано: в целом, пока показатель прироста количества поездок больше 0% (то есть человек не выходит из экосистемы компании) привлечение клиентов имеет смысл. Значит рост издержек на маркетинг – оправдывает себя.
Более релевантным показателем является выручка с клиента в разрезе по году: аналог LFL для компаний, позиционирующих себя как SaaS (Something as a Service, в данном случае Transportation as a Service), но компания не раскрывает его. Учитывая рост количества поездок и take rate, о котором поговорим позже, понимаем, что с этим показателем тоже всё в порядке.
Повышение цен для водителей. Один из важных показателей для компаний индустрии – take rate. Это то, какая доля из стоимости поездки идёт в карман Lyft. Этот показатель растёт: с 19,6% в 4 кв 2016 до 28,7% в 4 кв 2018. Это означает, что у компаний индустрии есть возможность повышать свою рентабельность, так как, по сути, это оплата водителей.
Почему мы обозреваем эту историю? Как мы уже говорили, IPO Uber и Lyft – позитив для «Яндекс.Такси». Чем лучше компании разместятся – тем лучше для котировок «Яндекса». К тому же перечисленные тенденции говорят о среднесрочных перспективах индустрии. Продолжаем считать «Яндекс» интересной инвестиционной историей.
Риски. Бывают случаи, когда молодые tech игроки на американском рынке, после выхода на рынок «неожиданно» сталкиваются с большими операционными и финансовыми трудностями. Это надо держать в уме, если Вы хотите покупать компании сразу после выхода на IPO. Но в целом мы увидели много позитивных вещей и считаем историю позитивом для Яндекса в краткосрочной перспективе.
Invest Heroes