23 апреля акции «Юнайтед Компани РУСАЛ» выросли на 17,7%.
Параллельно, почти десятипроцентное падение цен отмечалось на рынке алюминия. Рост АДР «РУСАЛа» на Гонконгской бирже продолжается и сегодня утром. Стремительный взлет котировок компании последовал за сообщением Минфина США: Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) сообщило, что Вашингтон может снять экономические санкции с металлургической компании «РУСАЛ» в случае отказа миллиардера Олега Дерипаски от контроля над компанией. Кроме того, срок, до которого американские резиденты должны избавиться от ценных бумаг компании (акций, облигаций и суррогатов на них) продлен с 7 мая по 23 октября.
Представляется, что основным стимулом роста котировок явилась именно отсрочка обязательной продажи бумажных активов. Насчет отказа Олега Дерипаски от контроля над компанией – тезис очень спорный. Олег Владимирович и так, похоже, прощается с компанией. Причем бомба замедленного действия была заложена под бизнес-империю Дерипаски еще до кризиса 2008 года. Компания развивалась и увеличивалась сумасшедшими темпами. Формула развития была проста: кредит, покупка, залог покупки, кредит, новая покупка. В 2008-м пирамида сложилась с 30 млрд долл. до почти нуля. Но тогда бизнесмен смог сохранить владение холдингом, правда, долги продолжили увеличиваться, уже без роста самого бизнеса.
Сейчас, после закрытия для «РУСАЛа» рынка сбыта, занимающего в его портфеле всего около 7%, пирамида рассыпается повторно. Кроме того, если г-н Дерипаска и утрачивает контроль над бизнесом или отказывается от него, кто придет на смену? Или российское государство, что для американского Минфина не лучшее решение, или кто-то из крупных бизнесменов. А это или фигуранты санкционных списков, или кандидаты в них.
Так что ни Минфин США не высказал здравых мыслей, за исключением сдвига сроков продажи активов, ни «РУСАЛ» не нащупал путей к решению своих кредитных проблем.
Стоит ли играть ли в эту историю от покупки? Наверно, нет. Октябрь не за горами, а именно тогда мы можем увидеть минимальные цены для продаваемых активов. А сам бизнес компании не отличается качеством и имеет объективные инвестиционные риски.
Хохрин Андрей
ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»