Золото. Краткосрочный прогноз (позитивный). Рынок и золото уже учли в котировках несколько повышений ставок в этом году, и мы видим потенциал роста золота в следующие 12 месяцев до $2 300/унц. Мы считаем, что ралли в сырье может ухудшить баланс роста и инфляции в Европе и усилить обеспокоенность в отношении замедления или рецессии американской экономики. Учитывая стремительный рост цен на сырье, повышение процентных ставок не может быть эффективным инструментом для борьбы с инфляцией, что значительно повышает привлекательность золота. Тем не менее, на горизонте трех месяцев, мы прогнозируем высокую волатильность цен на золото и ожидаем, что золото будет оставаться ниже отметки $2 000/унц. в ожидании разрешения геополитического кризиса на Украине.
Фундаментальный взгляд (позитивный). Нам продолжает нравиться золото как долгосрочная инвестиция, защищающая инвесторов от неожиданных всплесков инфляции, а также геополитических шоков. Мы считаем, что заморозка российских валютных резервов может стимулировать центральные банки наращивать долю золота в резервах. Например, доля золота в резервах Китая составляет всего 3% из $3.3 трлн против 22% из $0.6 трлн у России. Россия в конечном итоге может не только не продавать свои запасы золота, но и превратиться в крупнейшего покупателя золота после стабилизации рубля. Отмена НДС на физическое золото спровоцировала огромный спрос физлиц в России на металл. Замещение золота биткойном представляет собой риск, но он сдерживается присущими криптовалюте уникальными рисками – волатильностью, более высокой вероятностью хакерских атак (в отличие от краж золота, например), зависимостью от майнинга криптовалют в других странах.
Лобазов Андрей
«Атон»
Серебро. Краткосрочный прогноз (нейтральный). Мы ожидаем, что на серебре сильнее, чем на золоте скажется ожидаемое замедление мировой экономики, учитывая, что 50% спроса обеспечивается промышленностью и только 20% – инвестициями. В связи с этим мы сохраняем нейтральный взгляд на серебро, считая, что золото станет фаворитом среди металлов в качестве защитной идеи в 2022. Нас удивило, что динамика серебра оказалась такой невпечатляющей относительно золота в последние 12 месяцев, несмотря на ралли в мировой экономике на волне стимулирующих мер. Соотношение золото/серебро сильно не изменилось за последние 12 месяцев и сейчас составляет 76x. Широко ожидаемая переоценка относительно прежних уровне (67x 5 лет назад) не материализовалась.
Фундаментальный взгляд (позитивный). Наш долгосрочный прогноз по серебру – оптимистичный, поскольку мы видим хорошие перспективы у рынка серебра, учитывая значительный спрос со стороны промышленности. Также использование металла должно стать более интенсивным по мере роста рынка электромобилей и развития альтернативных источников энергии. На серебро приходится свыше 5% стоимости строительства солнечных панелей, и эта активно развивающая отрасль уже обеспечивает около 10% потребления серебра. Кроме того, потребность в серебре должна вырасти на фоне ускорения развития инфраструктуры 5G. Рынок серебра ушел в дефицит в 2021 году впервые за шесть лет. В этом году рынок скорее всего будет сбалансированным с потенциалом небольшого дефицита в 2023, если мировая экономика сохранит траекторию роста, несмотря на растущие опасения в отношении инфляции цен на сырье.
Платина. Краткосрочный прогноз (нейтральный). На рынке скорее всего сохранится профицит в 2022 году, несмотря на риски, связанные с украинским геополитическим кризисом (на Россию приходится 10% мирового предложения платины) – избыток предложения в этом году ожидается на уровне 0.7 млн унций. Запасы платиновых руд, аккумулированные из-за пандемии, уже практически все переработаны, что предполагает сдерживание роста предложения в этом году – производство останется в целом без изменений. Автомобильная отрасль восстановилась, т.к. спрос на платину вырос на 11% г/г в 2021, но в следующие 12 месяцев мы ожидаем сохранения проблем с производством из-за дефицита полупроводников.
Фундаментальный взгляд (ум. негативный). На рынке сохранится небольшой структурный профицит (0.9 млн унц. в 2022), который, тем не менее, скорее всего будет абсорбирован инвестиционным спросом. Также доля дизельных двигателей должна продолжать сокращаться в Европе, что компенсирует рост спроса из-за замены палладия платиной. Предложение платины неустойчиво и сильно сконцентрировано в ЮАР, на которую приходится 70% мировой добычи. Крупный проект роста – Two Rivers Merenky – один из самых значительных на очереди (производство 182 тыс. унц. МПГ, ввод запланирован на 2К23).
Долгосрочный рост спроса на платину поддерживается развитием зеленой водородной энергетики, где платина используется для питания топливных насосов автомобилей. Ожидается, что водород будет удовлетворять 25% мировых энергетических потребностей к 2050. Негативный момент – спрос на платину со стороны ювелирной промышленности продолжает снижаться, т.к. после того как цена металла ушла в существенный дисконт к золоту, потребители перестали рассматривать платину как премиальный ювелирный металл.
Палладий. Краткосрочный прогноз (нейтральный). Спрос на металл по-прежнему ограничивают проблемы в автомобильной промышленности и сохраняющийся дефицит полупроводников. На наш взгляд, в 2022 дефицит металла составит 0.1-0.2 млн унций (против 0.2 млн унций в 2021), если не возникнет перебоев с поставками из России, на которую приходится 40% мирового объема производства. Мы считаем, что и для производителей, и для потребителей комфортным является уровень цен в $2 000 за унцию – скачок цен до 3 000 долларов за унцию, на наш взгляд, стимулировал усилия по замещению металла. Около 80% палладия используется в автомобильных катализаторах, и ожидаемые перебои в производстве автомобилей серьезно отразятся на уровне спроса на металл.
Фундаментальный взгляд (позитивный). Рынки сходятся во мнении, что дефицит полупроводников должен уменьшиться примерно через год, что, по нашему мнению, должно вернуть стоимость палладия к отметке $2 500 за унцию к середине 2023. Мы ожидаем восстановления объемов выпуска в ЮАР и России на фоне сокращения запасов в текущем производстве. В долгосрочной перспективе спрос на палладий будет поддерживаться ужесточением норм, регламентирующих объемы выбросов CO2 в автопроме, а также общим ростом мировых продаж автомобилей. Риск замещения палладия платиной нивелируется перспективами постепенного замещения более дорогого родия палладием (из расчета 4-8 унций палладия на каждую унцию родия). Электрификация в автопроме ставит под угрозу перспективы спроса на палладий, который широко используется в гибридных, но не чисто электрических моделях. Более быстрая, чем сейчас ожидается, переориентация отрасли на выпуск чисто электрических автомобилей представляет серьезный риск для долгосрочной позитивной динамики рынка палладия.