Избранное трейдера Владимир Литвинов
Раллирующие последние пол года акции Сбербанка вызывают у частных инвесторов целый спектр эмоций. Одни переживают, что не успели прокатиться на этом росте, другие с опаской смотрят на полученную прибыль и не решаются ее зафиксировать. Что делать в текущей ситуации мы сегодня и посмотрим сквозь призму отчетов по МСФО за первый квартал и по РПБУ за 4 месяца года.
Итак, за первый квартал 2023 года банку удалось нарастить чистые процентные доходы до 562,8 млрд рублей за счет восстановления маржинальности бизнеса и нормализации ставок привлечения средств. Причем в процентном соотношении мы не можем проследить динамику, так как Сбер за 1 квартал прошлого года не отчитывался, но прирост явно отличный.
Если на процентные доходы в прошлом году давил беспрецедентный рост ключевой ставки, то комиссионные доходы практически не пострадали. Плюс в этом году негативный эффект получен на фоне санкционного давления, включения банка в SDN лист, и последовавшего снижения чистых комиссионных доходов до 171,1 млрд рублей.
Транспортный сектор после провального 2022 года заметно оживился. В авангарде идет Совкомфлот, который практически вернулся к уровням IPO. Этому способствует ряд причин, о которых мы сегодня поговорим в рамках разбора отчета за первый квартал 2023 года. А что самое главное, мы постараемся прикинуть, чего ждать инвесторам во втором квартале.
Итак, выручка компании за отчетный период выросла на 58,4% до $626,9 млн. В тайм-чартерном эквиваленте на 96,7% до $551,7 млн. Основным драйвером роста служат ставки фрахта судов. Так, ставки на перевозку танкерами Aframax в марте 2023 года выросли на 39,5% год к году, однако уже в апреле начали корректироваться. Это может заметно снизить темпы роста во втором квартале текущего года.
Напомню, что одним из ключевых драйверов роста бизнеса Совкомфлота становится увеличение грузооборота по Северному морскому пути (СМП). В прошлом году грузооборот по СМП составил 34 млн тонн и по итогам 2024 года показатель должен вырасти до 80 млн тонн за счет реализации новых проектов Роснефти и Новатэка. К 2030 году грузооборот по СМП может достичь рубежа 150 млн тонн.
Дивидендный сезон продолжается. Одни рекомендуют рекордные объемы выплат, игнорируя нависшие над ними риски. Другие предпочитают нарастить ликвидность за счет нераспределенной прибыли. Вчера Самолет сообщил о решении не распределять чистую прибыль за 2022 год и дивиденды не выплачивать.
Сразу оговорюсь, речь идет о финальных дивидендах. Ранее в рамках действующей дивидендной политики акционеры уже получили по 2,5 ярда, закрыв реестры 11 июля и 12 октября 2022 года, что соответствует доходности в 1,5% и 2,1% соответственно. Теперь давайте разбираться в причинах такого решения Совета директоров.
💬 Так, прокомментировал новость гендир Группы Антон Елистратов:
«Решение СД отражает сохраняющийся высокий уровень неопределенности на рынке жилой недвижимости и соответствует консервативной финансовой политике Группы. Подобная мера носит временный характер и направлена на поддержание высокой финансовой гибкости с учетом обширной программы стратегического развития.
Самолет ежегодно демонстрирует удвоение бизнеса и расширяет земельный банк, что определяет его, как компанию роста, основная задача которой не только обеспечить возврат инвестиций через дивиденды, но и продолжать наращивать бизнес показатели. Это компании удается отменно. Мы уже разбирали ее успехи в отдельной статье.
2022 год для СПб Биржи стал настоящим испытанием. В результате разрушения моста между НРД — Euroclear и последовавшими за этим санкциями, инвестиции в зарубежные активы стали крайне рискованным мероприятием. К тому же часть активов подверглись блокировкам. Это основной рынок для Биржи и последствия мы увидим в отчете за полный 2022 год.
Итак, стоимостный объем сделок за отчетный период упал на 69% до $122,19 млрд. Основной удар пришелся на группу «иностранные ценные бумаги», что и не удивительно на фоне схлопывания интереса отечественных инвесторов к данному рынку и «беспрецедентного ограничения российской финансовой инфраструктуры в 2022 году».
Доходы по услугам и комиссиям сократились на 57,83% до 2,6 млрд руб. Однако компания провела IPO в конце 2021 года и процентные доходы в размере 3,8 млрд рублей от размещения этих средств полностью перекрыли выпадающие комиссионные доходы. В итоге совокупный доход даже вырос на 1,78% до 7,7 млрд рублей.
А вот с расходной частью возникли проблемы. Компания нарастила административные расходы на 56,2%, прочие расходы в 7,9 раз, процентные расходы в 6,7 раз и даже умудрилась создать резервы под обесценение финансовых активов на 162 млн. В результате скорректированная прибыль компании упала на 25,2% до 1,9 млрд рублей.
В мае 2023 года бумаги Тинькофф Банка продемонстрировали ралли на 30+%. Одной из причин был общий позитив в банковском секторе, а также публикация сильного финансового отчета за 1 квартал текущего года. Его то мы и разберем сегодня.
Итак, чистые процентные доходы банка за отчетный период увеличились на 28% до 46,9 млрд рублей. Если откинуть резервы под ожидаемые кредитные убытки в размере 12 ярдов, то динамика доходов еще более внушительная, рост в 2,2 раза. С процентными доходами у компании все хорошо.
А вот с чистыми комиссионными доходами возникли проблемы. Точнее высокая база прошлого года, вызванная увеличением потоков от валютных операций, стала триггером к снижению в 2023 году. ЧКД за период снизились на 20% до 16,4 млрд рублей. Но не только высокая база всему виной. Тинькофф попал в санкционный список, что создало ряд проблем для клиентов и снизило объем тех самых валютных операций.
Вдобавок компаний нарастила операционные расходы на 35%. Хотя на общую прибыль это не сильно повлияло. Чистая прибыль банка выросла в 11,5 раз до 16,2 млрд рублей, и тут главную роль сыграло сокращение резервов. Что мне не нравится, так это отсутствие органического роста комиссионных доходов, а прибыль получена скорее за счет переоценки резервов.
Ценовая конъюнктура по природному газу на спотовых рынках Европы складывается не в пользу Газпрома. Высокий уровень заполненности хранилищ в 67,64% и теплая погода обвалили котировки голубого топлива до $270 за тысячу кубометров. На этих же уровнях цена была еще в 2010 году (данные на 01.06.23) Поэтому сегодня снова вернемся к монополисту и посмотрим на его результаты за прошлый год.
Итак, выручка компании за отчетный период выросла на 14,7% до 11,7 трлн рублей. Напомню, что Газпром раскрыл результаты за прошлый год только в мае, поэтому мы не в должной мере можем оценить последствия санкции на бумаге. Экспортные потоки компании в 2022 году еще не схлопнулись, а цена на газ была на исторических максимумах.
В этом году за счет практически полной блокировки поставок в Европу, выручка упадет значительно. В данный момент компания поставляет газ в Европу только по газопроводам Турецкий поток и Помары-Ужгород, в Китай по Силе Сибири. Вторая нитка в Китай тоже под вопросом. Хоть компания и развеяла миф о затягивании строительства, воз и ныне там.
23-я выставка Металлообработка проходила в Экспоцентре 22-26 мая 2023г. Я посетил эту выставку в 3-й раз и хотел бы поделиться интересными наблюдениями – краткими заметками, характеризующими тренды и события в сфере нашего станкопрома. Сначала приведу немного статистики. Физическое производство в России металлообрабатывающих станков выросло в 2022г. на 37,5%, импорт общего металлообрабатывающего оборудования упал на 20,6%. По оценке stanki-expo.ru, российский рынок металлорежущих станков вырос в 2022г. в стоимостном выражении на 3,1% — на 2,5 млрд руб. Но производство и импорт металлорежущих станков в физических единицах в 2022г. упали совокупно на 0,4%. По подсчетам Национального союза поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки (НСПОИМ), в 2021 году страна обеспечивала себя собственным металлообрабатывающим оборудованием на 47,6%, а в 2022-м — на 64,54%. В целом военизированная экономика поддерживает спрос.
Рынок продолжает свое триумфальное шествие и уже вплотную приблизился к максимумам апреля 2022 года. За неделю Индекс прибавил 1,4% и еще сохраняет шансы на продолжение импульса. В этом ему помогает возврат в рынок средств, поступающих от дивидендных компаний и желание инвесторов закрыть побыстрее свои дыры в портфеле.
А что будет когда эти средства закончатся? Нерезиденты наполнят рынок ликвидностью? Или мы получим тот самый обещанный в прошлом году 1 трлн рублей? Вопросы риторические, а мои опасения вполне реальные. Поэтому я советую всем сохранять осторожность и закрыть все маржинальные позиции.
В лидерах роста на этой неделе оказался транспортный сектор. Трансформация бизнеса и смена вектора товарооборота заставляет ставки на транспортировку расти. Так, суточные ставки на полувагоны достигли максимумов за последний год в 2719 рублей. Ставки фрахта держатся на высоких значениях. Портовики также выигрывают от переориентации продаж.
В результате все компании сектора, за исключением Аэрофлота, оказались в зеленой зоне. За неделю Globaltrans и НМТП прибавили по 9,5% и 8,6% соответственно, ДВМП, разобравшийся наконец с судами, подрос на 18,5%, а Совкомфлот вообще выстрелил на 37,9%. Сильный отчет и намеки на дивиденды сделали свое дело. Однако после череды импульсных дней возможен откат, аккуратнее.
Не успело инвестиционное инфопространство остыть от опубликованного сильного отчета нашего девелопера за 2022 год, как уже на смену идет еще одна позитивная новость.
💬Учитывая, что справедливая оценка стоимости чистых активов компании в пять раз выше текущей капитализации и принимая во внимание, что динамика цены акций не отражает кратный рост бизнеса за последние несколько лет, совет директоров принял решение поручить менеджменту компании осуществить выкуп собственных акций на рынке в размере до 10 млрд рублей до конца 2023 года.
Кстати про активы компании я уже писал статью. Тогда мы обратили внимание на рост стоимость активов на 43% за год до 761 млрд рублей. Одновременно с этим переоценили земельный банк компании на 58% до 45,9 млн кв. м.
Котировки, игнорируя апсайды, практически не отреагировали на удвоение бизнеса за прошлый год и новость восприняли позитивно. В моменте рост достигал 13%. Давненько никто из крупных игроков на рынке не принимал решений о выкупе, а тут может быть до 10 ярдов. К тому же прогнозные значения на 2023 год по выручке +80%, по EBITDA +87%.
Не так давно мы разбирали с вами отчет компании Positive Technologies за 2022 год. Результаты оказались отличными, однако, как это всегда бывает, прошлые достижения не гарантируют их повторения в будущем. Точнее так, высокая база прошлого года может негативно повлиять на восприятие будущих результатов. Сегодня у нас на разборе отчет за 1 квартал 2023 года.
Итак, несмотря на рост выручки на 11% в отчетном периоде, отгрузки с НДС (ключевая метрика Позитива), снизились на 2% до 1,2 млрд рублей. Такая динамика стала следствием всплеска интереса к продуктам компании в марте прошлого года за счет ухода с рынка зарубежных вендоров. Та самая пресловутая высокая база прошлого года, о которой говорил в начале.
Тем не менее Positive ставит перед собой амбициозные цели и ожидает рост на 50% до 20-25 млрд рублей отгрузок по результатам всего 2023 года при одновременном сохранении высокого уровня операционной эффективности. С ней как раз и возникли проблемы.
Себестоимость продаж увеличилась за период на 7,7%, а вот маркетинговые и коммерческие расходы практически удвоились до 0,8 млрд. Вкупе с возросшими административными расходами и затратами на R&D, утащили прибыль на отрицательную территорию. По итогам 1 квартала Позитив получил убыток в 0,5 млрд рублей, против прибыли в 0,15 млрд годом ранее.