Блог им. point_31
Один из крупнейших железнодорожных операторов страны подвел итоги запущенного в октябре тендерного предложения, в результате которого были приобретены 24,7 млн глобальных депозитарных расписок (или примерно 14% акционерного капитала компании) за 12,9 млрд рублей.
Всего в российских депозитариях (НРД и СПБ Банк) находилось около 15% акционерного капитала Globaltrans – предложение о выкупе было предназначено только для этих бумаг. Таким образом, в ходе тендерного предложения было приобретено более 97% ГДР, подходящих под условия выкупа (за исключением тех, которые учитываются на счетах типа «С»).
Globaltrans не будет погашать выкупленные ценные бумаги — они приобретут статус квазиказначейских, доля мажоритарных акционеров также останется неизменной.
ГДР компании не торгуются на Мосбирже с конца октября, делистинг будет официально завершен 12 ноября. Это означает, что те инвесторы, которые по какой-то причине не смогли или не захотели участвовать в выкупе, остались с неликвидным активом на руках. Хотя я предупреждал, что надо подсуетиться.
Уходящий с российского фондового рынка Globaltrans уже получил листинг на Казахстанской бирже AIX, однако из-за санкций инвесторы не могут перевести свои бумаги из российского периметра в Астану.
Любопытно, что торги на AIX сейчас проходят на уровне $4,1 за 1 ГДР, что по текущему курсу эквивалентно 402 рублям. При этом в рамках тендерного предложения компания выкупала свои бумаги за 520 рублей. Инвесторы, участвовавшие в тендере, явно не прогадали – даже если бы у них была возможность перевести свои бумаги на AIX.
Почему бумаги Globaltrans торгуются на столь низких значениях?
Виной всему негативная конъюнктура на рынке ж/д перевозок. С января по октябрь 2024 года грузооборот на сети РЖД сократился на 5,6% до 2 087 млрд тарифных т-км. Это снижение продолжается уже 10 месяцев подряд, а в октябре тенденция усугубилась.
Падение грузооборота связано прежде всего с уменьшением перевозок угля, строительных материалов и стали. Угледобытчики сокращают экспорт из-за падения цен, а завершение крупных инфраструктурных проектов привело к снижению объёмов перевозки стройматериалов и стали. Если бы Globaltrans не выкупил свои бумаги (кстати напомним, что как иностранная компания при уходе с биржи компания не была обязана проводить выкуп), то инвесторы остались бы с неликвидным активом в условиях падения рынка железнодорожных перевозок.
❗️Не является инвестиционной рекомендацией