
На мой взгляд, основная сложность в том, что большинство инвесторов не до конца понимают, как устроен рынок, и по каким принципам он работает. Из-за этого они поддаются эмоциям, потому что финансовый рынок — это как океан слухов, сплетен и громких заголовков, в котором легко потерять ориентиры. Особенно тяжело удержаться от импульсивных решений в периоды всеобщей паники или эйфории, когда кажется, что нужно срочно что-то делать — либо чтобы избежать убытков, либо чтобы успеть на волне роста.
Люди склонны к так называемому «подтверждающему смещению» — они бессознательно ищут информацию, которая подтверждает их текущие убеждения или страхи. И если появляется громкая новость, пусть даже сомнительной достоверности, она моментально становится сигналом к действию. Плюс постоянный доступ к информации, непрекращающийся поток данных из соцсетей, мессенджеров и финансовых СМИ только усиливает этот эффект: уведомления приходят каждые пять минут, и каждое будто требует срочной реакции.

Соллерс — это одна из крупнейших российских автомобилестроительных компаний. Занимается производством и продажей легковых и коммерческих автомобилей марки Sollers, а также внедорожников УАЗ, включая автомобильные компоненты и двигатели. На изменении рыночной конъюнктуры в 2022 году после ухода зарубежных брендов компания получила контроль над рядом объектов, где сейчас развивает производство: запустила линии по выпуску механических коробок передач (МКПП) на площадке ЗМЗ, наладила производство рам для коммерческих автомобилей Sollers Argo на мощностях УАЗ, а в ноябре 2024 года вышла на рынок среднетоннажных грузовиков (3,5–18 тонн) на новом заводе «СОЛЛЕРС Комтранс». Во Владивостоке началась сборка туристических автобусов Sollers SA9 и междугородних автобусов Sollers SA6 с плановым объемом до 1,5 тысяч единиц в год.
Однако последние финансовые результаты показывают неоднозначную динамику. По отчету за 2024 год выручка выросла на 11,5% — до 91,8 млрд рублей, но операционная прибыль сократилась на 58,6%, а чистая — на 24,3%. Основная причина — резкий рост операционных расходов (+17,9%) из-за масштабных инвестиций в новые проекты, которые пока не окупаются текущими продажами, но создают базу для будущего роста… В этом году, судя по отраслевым отчетам, есть дополнительное замедление.

2 июля 2025 года в офисах ЮГК прошли обыски ФСБ и Следственного комитета из-за экологических нарушений — загрязнения водоемов, гибели рыбы и порчи земель. Возбуждены уголовные дела по статьям 246 и 254 УК РФ (нарушение экологических норм и порча земли), что грозит штрафами и условными сроками, но не предполагает конфискации активов.
Однако инвесторы обеспокоены повторением сценариев с Русагро или ТГК-14, поэтому и акции, и облигации ЮГК отреагировали на эти новости негативно. На наш взгляд в моменте основные риски для компании — компенсация ущерба, возможная приостановка производств, как это было в 2024 году, и дальнейшее падение акций. Но пока нет точных данных о предполагаемой сумме ущерба, поэтому точно оценить до какой степени это может негативно повлиять на показатели компании затруднительно. Тем более, что впоследствии в ходе расследования могут появиться новые эпизоды и масштаб претензий правоохранительных органов к ЮГК может увеличиться. Компания продолжает работать, но с высокой вероятностью инвесторы будут относиться к ЮГК насторожено в ожидании появления информации по расследованию дела, что может затруднять рост акций компании до появления четкой информации от правоохранительных органов о сумме причиненного ущерба и об отсутствии дальнейших претензий к компании.

Новость:
Собрание акционеров ВТБ одобрило выплату дивидендов за 2024 год в размере 25,58 рублей на акцию. Всего банк направит на выплату дивидендов 275,75 млрд рублей.
☝️Акции компании после этой новости упали на 4,4% за 3 дня. Произошёл классический Sell the Facts (покупай на слухах — продавай на фактах).
Или просто рынок опасается предстоящей допэмиссии и долгого закрытия дивидендного гэпа?
📊Результаты 5м 2025г:
❌Чистые процентные доходы снизились на 55% до 110,1 млрд руб.
✅Чистые комиссионные доходы выросли на 33% до 119,8 млрд руб.
✅Прочие операционные доходы выросли в 3 раза до 285,3 млрд руб.
❌Расходы на создание резервов составили 100,2 млрд руб.
✅Чистая прибыль осталась без изменений — 233,5 млрд руб.
❗️Если исключить прочие доходы (их можно отнести к разовым факторам) и восстановление налога на прибыль, ВТБ показал бы убыток. Чистая процентная маржа (0,8%) подтверждает: основной бизнес почти не зарабатывает.
Спрогнозировать прочие доходы с высокой вероятностью невозможно, поэтому приходится опираться на план по прибыли самого банка👇

Вообще Аренза-Про — это, конечно, ВДО. Кредитный рейтинг у них ВВВ от АКРА, в прошлом году был повышен на фоне стабилизации качества лизингового портфеля и его роста. Плюс компания неплохо поработала над эффективностью, по итогам 1 квартала 2025 года у них значительно выросла выручка +50,3% год к году, до 201,31 млн рублей и чистая прибыль +38,31% год к году, до 42,58 млн рублей. Также по итогам первого квартала компании удалось снизить долговую нагрузку, сохранив при этом объём и качество лизингового портфеля. Отдельно здесь стоит отметить, что одним из участников Аренза-ПРО является всем известная АФК Система, что предполагает, что материнская компания при необходимости может поддержать свою дочку.
Из минусов можно отметить региональную концентрацию, отрицательные денежные потоки в отдельные периоды деятельности, зависимость компании от крупных кредиторов, и, конечно, высокие отраслевые риски. На высокой ключевой ставке лизинговым компаниям достаточно тяжело, и здесь, как и везде, есть риски ухудшения платежеспособности клиентов. Плюс у них невысокий уровень покрытия процентных расходов операционными доходами, поэтому не сказать, что у них существенный жирок.

Вообще на Норникель мы начинаем смотреть умеренно позитивно. Если смотреть их операционный отчет за 1-й квартал 2025 года, то он нейтральный. Динамика производства по основным группам металла околонулевая: производство никеля упало на 1,1% год к году из-за профремонтов, производство меди осталось на прошлогодних уровнях, а производство платины и палладия продемонстрировало разнонаправленную околонулевую динамику.
Но вместе с этим стоит обратить внимание на рост цен на металлы группы Норникеля. Стоимость платины с начала года выросла на 45%, превысив $1400 за тройскую унцию, а цена на палладий – на 12,9%, превысив $1118 за тройскую унцию. Рост цен на эти металлы обусловлен геополитической напряженностью, в частности торговыми войнами, которые неизбежно отражаются на глобальной торговле и цепочках поставок. Стоимость меди с начала года возросла на 26,5%, до $5 – здесь, конечно, также оказывают свое влияние опасения по поводу возможных перебоев с поставками и введение США пошлин на импорт меди, но в основном рост вызван повышением спроса в связи с переходом на «зеленые» технологии и увеличение производства электромобилей.

Вопросы о деятельности компаний встречаются достаточно часто, и сегодня мы осветим ключевые моменты, озвученные их представителями на конференции Smart Lab👇
📱 ПОЗИТИВ
🎯 Цель по отгрузкам на 2025 год подтверждена (33-38 млрд рублей).
📈 Основной драйвер роста — в 2025 году планируется привлечь 1600 новых клиентов (в 2024 году было 400-500).
🌎 Международный рынок через 2-3 года будет приносить 5-10% доходов.
❗️Допэмиссия раньше середины 2026 года не планируется и невозможна по условиям (для допэмиссии нужен рост капитализации, то есть рост акций).
__________
🔖ХЭДХАНТЕР
🎯 Цель — удвоение бизнеса каждые 3-4 года (раньше было каждые 2 года).
📈 Основной драйвер роста — малый и средний бизнес (проникновение 30% против 95% в крупном бизнесе).
💡 История с ФАС:
Хэдхантер постоянно взаимодействует с ФАС, никаких проблем нет, и даже формального запроса не поступало.
❗️ Изменят ли ставку налога на прибыль с 5% до 25%?
Все услуги основаны на собственном ПО. Хэдхантер полностью соответствует статусу IT-компании и основная часть сотрудников — разработчики софта.

ОАО РЖД опубликовало свежие данные о погрузках на своих сетях за первое полугодие 2025 года. Общая погрузка снизилась на 7,6% год к году до 554,5 млн тонн. При этом июньский показатель составил 89,3 млн тонн (на 9,2% меньше год к году). В первую очередь снижение демонстрируют поставки строительных материалов, черных металлов и металлолома и падение в этих секторах существенное, более чем на 20% год к году. Также уменьшилась отгрузка нефтяных грузов на 5% год к году из-за ремонтов на НПЗ и экспорт угля на 2,5 % год к году на фоне снижения цен. При этом зерновые перевозки демонстрируют абсолютный антирекорд — минус 57% год к году на фоне плохого урожая.
Эти данные как раз подсказывают инвесторам в каких секторах экономики дела сейчас идут хуже всех — строительство и связанные отрасли, черная металлургия, угольщики и нефтяники, хотя у последних ситуация в целом достаточно терпимая по сравнению с другими секторами. Более или менее ничего себя чувствуют удобрения, их перевозка повысилась на 4,8% год к году и это же мы, собственно, наблюдаем в динамике котировок того же Фосагро относительно динамики наиболее пострадавших акций.

С технической точки зрения, потенциал для роста здесь определенно сохраняется. Акции только начали формировать разворотную динамику, и при наличии фундаментальных предпосылок мы можем увидеть достаточно существенное движение вверх, если для этого будет фундаментальный драйвер. Вопрос в том, сформируются ли эти самые фундаментальные драйверы – но предпосылки для этого, на мой взгляд, уже просматриваются.
С одной стороны, Центральный банк выходит на трек снижения ключевой ставки, что должно поддержать экономическую активность в целом и создать более благоприятные условия для IT-сектора в частности. С другой — сама компания осознала прошлогодние проблемы и провела масштабную работу над ошибками. Принесет ли это результат, мы увидим по итогам 4-го квартала этого года, так как у компании значительная цикличность показателей. А до этого, в зависимости от тональности заявлений менеджмента по ситуации в компании котировки Позитива могут также получить некоторый импульс к росту, если менеджмент будет подтверждать свой гайденс по отгрузкам на 2025 год.

У компании есть участки в Баренцевом море, где она выращивает красную рыбу. На этих участках компания может нарастить объемы до 60 тысяч тонн, это как раз удвоение к текущим операционным показателям.
Но встаёт вопрос: «А как развиваться дальше?»
Другие моря и океаны не подходят для выращивания красной рыбы. Например, на Дальнем Востоке слишком высокие температуры воды и часто происходят тайфуны.
👉На конференции Smart Lab представитель компании сообщил, что они нашли ещё один район в Баренцевом море, где можно выращивать красную рыбу в объеме до 10-15 тысяч тонн.
💡Но основной драйвер роста после удвоения бизнеса — строительство наземных заводов* по выращиванию красной рыбы.
*Завод, который имеет установку с замкнутой системой водоснабжения, представляет собой промышленный комплекс, в котором рыба выращивается в контролируемых условиях на суше, в отличие от традиционного выращивания в морских садках.
▶️Рыбу до 1 кг будут выращивать на таких заводах, а затем переводить в морские садки для набора веса до товарной навески.