
Я бы поставил вопрос по-другому: а надо ли в принципе набирать Интер РАО в портфель? Выручка компании растёт примерно с темпами роста инфляции, а темпы роста чистой прибыли замедляются. Основной драйвер, притягивавший к «Интер РАО» консервативных инвесторов, — дивидендная доходность — находится под всё возрастающим давлением. С одной стороны, снижение ключевой ставки Банка России закономерно сокращает процентный доход от огромной «кубышки» свободных денежных средств, которая исторически была значимым источником прибыли.
С другой, и это более важно, компания вступает в фазу масштабных капитальных вложений. Речь идёт о строительстве новых объектов, таких как Новоленская ТЭС в Якутии, Каширская ГРЭС в Подмосковье и двух энергоблоков Харанорской ГРЭС в Забайкалье. Реализация амбициозной инвестиционной программы, нацеленной на модернизацию и развитие активов, требует значительных средств, что создаёт условия для дополнительного давления на дивиденды в обозримом будущем. Усиливает риски и возможное решение регулятора обязать энергетиков ставить капитальные расходы выше выплат акционерам.


В информационной повестке: «у БСП слабые результаты», «акции БСП неинтересны», «взгляд на акции БСП – негативный»...
📊Результаты за ноябрь 2025г:
❌Чистый процентный доход снизился на 15% до 5,5 млрд руб.
✅Чистый комиссионный доход вырос на 14% до 1 млрд руб.
❌Расходы на резервы – 1,7 млрд руб.
❌Чистая прибыль снизилась на 79% до 1,2 млрд руб.
Чистая прибыль за 11 месяцев 2025 года снизилась на 22% до 37 млрд рублей.
❗️Слабые результаты, правда? Но об этом было известно ещё летом...
💡Основная проблема сейчас – не падение процентных доходов на фоне снижения ключевой ставки, а рост резервов.
☝️При стабилизации ситуации в будущем резервы могут начать распускать, что будет положительно влиять на чистую прибыль.
Даже если прибыль в 2026 году упадет до 35 млрд рублей, как многие прогнозируют, то:
Fwd P/E ≈ 3,9 | Fwd P/B ≈ 0,6
А если прибыль не снизится так сильно? Тогда оценка банка окажется ещё привлекательнее, а потенциал роста акций – выше.

Согласно данным ЦСР о производстве и продажах автомобилей по итогам 9 месяцев 2025 года российский автопром переживает глубокий кризис: в октябре 2025 года производство автомобилей упало на 38% и это самый резкий спад за год. За десять месяцев объем выпуска снизился на 9,6%, а продажи легковых автомобилей — на 17,8%. Особенно сильно пострадал грузовой сегмент: производство рухнуло на 32%, что напрямую указывает на сокращение инвестиционной активности в смежных отраслях экономики.
Финансовые показатели автопроизводителей тоже плачевные — чистый убыток «КАМАЗа» вырос в 7,7 раза, рентабельность отрасли упала до минимума с 2021 года. Эксперты называют ситуацию структурной: высокие ставки кредитования, слабая конкурентоспособность и зависимость от импорта комплектующих не дают восстановиться даже при локализации производства. Без масштабных инвестиций и смягчения финансовых условий отрасль рискует остаться в ловушке технологического отставания, но масштабные инвестиции сейчас нерентабельны из-за высокой стоимости денег и из-за резкого падения спроса на наш автопром.

Ответ на этот вопрос, прежде всего, будет зависеть от того, с какой целью и с каким горизонтом инвестирования вы рассматриваете эту акцию, при этом стоит учитывать персональную толерантность к риску, финансовые цели и общую структуру портфеля. Однако, если мы абстрагируемся от индивидуальных обстоятельств и говорим сугубо про долгосрочные фундаментальные перспективы компании, то на них мы смотри позитивно
Компания очень много лет редкую для рынка стратегическую дисциплину, фокусируясь на органическом росте и целевых приобретениях. Вслед за этим растут и финансовые показатели компании и выплачиваемые дивиденды. Компания не просто увеличивает количество точек присутствия, а выстраивает интегрированную экосистему услуг, что создаёт значительный синергетический эффект и укрепляет бренд. В этом году, например, компания приобрела ГК Эксперт — три стационара и 18 клиник в 13 городах России, за счет чего получила дополнительную возможность усилить свои позиции на рынке частной медицины. Логично, что такая динамика напрямую отражается и на финансовых результатах, всего за несколько лет выручка совершила серьёзный рывок: с 16 млрд рублей в 2019 году до 33,1 млрд рублей за истекший 2024 год.

Мосбиржа проводит турнир ЛИЧ (Лучший частный инвестор), Т–Технологии (Тинькофф) – РИЧ (Российский инвестицонный чемпионат), Альфа – Альфа-Турнир с внушительными призовыми фондами.
В конце ноября вышла статистка по РИЧ: «Участники РИЧ в октябре 2025 года совершили сделки на 1,8 трлн рублей. Чемпионат второй месяц подряд бьет рекорд: в сентябре оборот составил 1 трлн рублей».
💰Призовой фонд РИЧ – 160 млн рублей. Кажется, что щедро, да?
Простая математика:
👉Оборот за 2 месяца – 2,8 трлн рублей.
👉Если взять самый выгодный тариф для трейдеров «Premium» (комиссии за сделки 0,04%), то доход Тинькофф составил 1,12 млрд (1120 млн рублей)
👉Это в 7 раз больше призового фонда.
☝️На самом деле доход еще выше: не все на «Premium», плюс маржинальная торговля и другие сборы.
❗️ФАКТ: Главная цель таких турниров – заработать на азарте («лудомании») «трейдеров» и новичков.
А выгодно ли это самим участникам? Достаточно посмотреть на статистику ЛИЧ:

Вообще если говорить про долгосрочные перспективы Инарктики, то на компанию долгосрочно мы смотрим, конечно, положительно. Да, краткосрочно в котировках наблюдается волатильность из-за реализации биологических рисков в прошлом году и из-за неденежного убытка в этом году на фоне переоценки рыбы на балансе.
Однако в долгосрочной перспективе мы смотрим на компанию все же позитивно: биомасса после прошлогоднего сокращения восстанавливается, компания работает над наращиванием производства и запускает новые заводы, а продажи после гибели рыбы имеют неплохие шансы полностью восстановиться уже в следующем году. На этом, естественно, у компании неплохие шансы восстановить выручку, а за ней произвести уже и положительную переоценку рыбы на балансе на фоне предполагаемого восстановления биомассы в воде.
Но вот что касается именно дивидендного портфеля — вопрос спорный на самом деле. Компания, конечно, платит дивиденды и даже не самые крошечные, но и очень щедрыми их тоже не назовешь, так как компания существенную часть чистой прибыли направляет на свой рост.

На мой взгляд, трех компаний из одного сектора более чем достаточно.На самом деле на один сектор достаточно даже 1-2 компаний, иначе диверсификация вашего портфеля будет чрезмерной, а при чрезмерной диверсификации риски не снижаются, а как ни парадоксально — растут, так как вы концентрируетесь на одной группе компаний с общими макро- и отраслевыми рисками. Ваша же цель — не диверсифицировать риск внутри одной отрасли до нуля (это невозможно), а распределить капитал по разным, не связанным между собой экономическим направлениям.
Если же говорить про эти три конкретные компании, тодля дивидендного портфеля на мой взгляд Нижнекамскнефтехим и Казаньоргсинтез не совсем подходят. Да, эти компании платят дивиденды и фундаментал там далеко не самый плохой. Но при этом эти компании скорее все же с чуть повышенным уровнем риска, а дивидедный портфель обычно собирают из компаний с пониженным уровнем риска. В случае с Нижнекамскнефтехимом и Казаньоргсинтез мы говорим и о не самой высокой корпоративной культуре и прозрачности компании для акционеров, и о этапе масштабного развития, которое требует финансирования и которое может в том числе негативно влиять на дивидендные перспективы компании, и о не самых больших масштабах компании.

Начнем с состояния рынка цветных металлов. По итогам прошлого месяца цены на основные цветные металлы выросли: медь — до $10,8 тыс. за тонну, алюминий — до $2,82 тыс., цинк — до $3,186 тыс. Рост котировок поддерживается дефицитом предложения, ростом спроса, особенно на медь, и геополитической неопределённостью. Лишь никель подешевел из-за профицита, вызванного ростом добычи в Индонезии, а также спада на рынке электромобилей за пределами Китая, его стоимость снизилась до $14,682 тыс. за тонну.
Аналитики прогнозируют, что медь в ближайший год будет торговаться выше $10 тыс. за тонну, а в случае введения США пошлин — может достичь $15 тыс. Что касается остальных цветных металлов, то прогнозы в отношении них менее единообразны. По алюминию ожидания варьируются от тестирования уровня в $3000 в краткосрочной перспективе до снижения к 2026 году до $2350 на фоне растущего профицита предложения. По цинку прогнозы преимущественно пессимистичны, вследствие слабого спроса и ожидаемого значительного профицита на рынке средние цены в 2026 году могут опуститься до $2500–2600 за тонну. Перспективы никеля остаются под давлением из-за профицита.