Избранное трейдера Зам по пиву
Статья из журнала МИД России. А то у нас брокеры все политики… сейчас. Свои фантазии высказывают как всегда.
18 ноября 2021 года Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МИД России указал на то, что западные страны игнорируют наши озабоченности в сфере безопасности, продолжают расширять НАТО на Восток, «обостряют ситуацию поставками Киеву летального современного вооружения, проведением провокационных военных маневров в Черном море, да и не только в Черном — и в других регионах, близких к нашим границам»2. В связи с этим он поставил задачу «добиваться предоставления России серьезных долгосрочных гарантий обеспечения нашей безопасности».
Две недели спустя в ходе заседания СМИД ОБСЕ в Стокгольме министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров предупредил иностранных коллег, что «превращение наших стран-соседей в плацдарм противостояния с Россией, развертывание сил НАТО в непосредственной близости от стратегически важных для нашей безопасности районов категорически неприемлемо». Призвал «трансформировать правильные слова в долгосрочные, юридически обязывающие гарантии безопасности», подчеркнув, что это является «императивным условием предотвращения скатывания к конфронтационному сценарию»3.
Герман Греф давно культивирует образ технологического пророка, ведущего Россию в цифровое будущее. На конференциях он цитирует философов, говорит об искусственном интеллекте и экосистемах, сравнивая Сбербанк с технологическими гигантами Кремниевой долины. Однако за громкими презентациями и амбициозными заявлениями скрывается череда дорогостоящих провалов, которые ставят под вопрос компетентность менеджмента крупнейшего банка страны.
Визионер поневоле: подражание Джобсу и Маску
Греф сознательно выстраивает имидж российского Стива Джобса. Он выходит на сцену в черной водолазке, говорит о «революции», «экосистемах» и «изменении мира». Сам Греф заявляет: «Мы сейчас переживаем одну из самых радикальных трансформаций за всю историю человечества» и называет развитие ИИ «революцией революций».
В интервью Греф регулярно ссылается на успешные компании, стремясь продемонстрировать свою технологическую продвинутость: «Мы детально изучали схему Standard Bank'а в Африке, мы смотрели, что делает ING, Citi, мы, естественно, до деталей смотрим то, что делает Amazon, Google, Yandex. Для нас огромное счастье, что у нас есть Yandex, во многом они для нас остаются учителями».
Продолжаю рассказ о путешествии по Дальнему Востоку России от Якутска до Иркутска.
Напомню, что в начале путешествия я прилетел в Якутск. Затем двигался железными дорогами. Проехав по Амуро-Якутской железной дороге и сделав остановку в городе Нерюнгри, поехал дальше по Малому БАМу.

Что это за дорога?
Все слышали о БАМе, по которому мне еще не приходилось ездить, и о Транссибе, большую часть которого в разные годы я проехал. А что такое Малый БАМ?
Это железнодорожная смычка между этими двумя гигантскими магистралями, проложенная из Амурской области в Якутию.
Открываем карту:
Довольно интересно наблюдать за тем, как с годами одни тенденции сменяются другими. В 2010-е достаточно много моих друзей и знакомых уезжали из Сибири в европейскую часть страны, в основном, в Москву и Питер. Причины у всех были примерно одни и те же – ехали за лучшей жизнью, более качественной инфраструктурой, возможностями для карьерного роста, более качественным досугом и путешествиями. По моим ощущениям, окончание активного переезда людей завершилось в начале 2020 года, когда началась пандемия. И вот в текущем 2025 году я впервые начал замечать, что народ постепенно стал двигаться в обратном направлении. И это уже не единичные случаи, а определенный тренд, который невозможно игнорировать.
Чтобы понять причины возвращения на малую родину, я начал общаться с людьми и, в основном, все говорят об одном и том же:
1. Невозможность приобрести свое жилье. Переезжающие в начале 2010-х еще успели вписаться в ипотеку, а кто-то даже успел ее выплатить и стал полноценным владельцем недвижимости.
Даже те, кто находится в центре бума ИИ, теперь говорят о пузыре. Джефф Безос считает, что мы находимся в «хорошем» пузыре. Сторонник антропогенных технологий Хемант Танеджа, генеральный директор венчурной компании General Catalyst, считает, что «конечно, пузырь есть». А Сэм Альтман, генеральный директор OpenAI, недавно ответил на вопрос о пузыре ИИ успокаивающими словами: «Я думаю, что некоторые инвесторы, вероятно, потеряют много денег».

Но настоящие пузыри — редкое явление. Вот лишь некоторые исторические примеры:
-Тюльпаномания (1637, Нидерланды)
-Пузыри «Миссисипи» и «Южных морей» (1720, Британия и Франция)
-Железнодорожная мания (1840-е, Британия)
-Земельный бум во Флориде (1920-е, США)
-Крах 1929 года (США)
-Японский пузырь активов (1989, Япония)
-Дотком-пузырь (2000, США)
-Ипотечно-кредитный пузырь (2008–09, глобально)
-ИИ пузырь? (2025-…)
Не все пузыри одинаковы, но большинство следует этой логике:
Собственно говоря, происходит всё то, о чём я многократно писал: мирные переговоры идут полным ходом, но нам про них никто ничего не говорит. США давят на Зеленского — он упирается до последнего. Но, похоже, его прожали.
Думаю, все уже видели слитые 28 пунктов мирного плана. Скажу так: не всё в этом плане лично меня устраивает (особенно про то, что часть замороженных — читай: украденных) активов придётся отдать США. Но если это позволит прекратить военные действия и поспособствует достижению целей СВО, а также снятию санкций и снижению напряжённости в мире — то всё окей.
Если вспомнить, то цель СВО — это не «взятие Киева» или Одессы, а другая: прекращения проекта «анти-Россия» в лице Украины и вообще выстраивание новой конфигурации мира, где Россия — новый центр геополитики. И судя по всему, это удалось. США предпочитают договариваться с нашей страной, а не говорить с позиции силы.
А вот Европа как мировой центр свои силы утратила, поставив слишком многое на борьбу с Россией. И знаете, их не жалко.
