
Вообще у компании достаточно амбициозные планы развития, и прошлый год они сработали весьма неплохо. Выручка подросла на целых 33% год к году, до 14 с лишним миллиардов, EBITDA — на 36%, перевалив за 6 миллиардов, а долговая нагрузка несколько снизилась, и соотношение долга к EBITDA на конец прошлого года упало до 1.7х, что вполне комфортно в период высокой ключевой ставки.
Операционные показатели также радуют: общее количество самокатов за отчетный период выросло на 43% год к году, количество поездок подросло на 44%, а количество зарегистрированных аккаунтов на 35%. Компания активно расширяет географию своего бизнеса, за 2024 год количество городов присутствия увеличилось с 55 до 61. Ожидания от 2025-го по компании у нас также положительные, так как компания активно развивает свой дивизион в Латинской Америке, за счет чего она может продолжать расти.
Но здесь есть и ложка дегтя в виде повышенных рисков. Во-первых, на высоком ключе компании будет сложнее расти, так как деньги дорогие и наращивать долговую нагрузку по таким ставкам неразумно.

Это сложный вопрос на самом деле в части того как долго цены на нефть будут снижаться, и тут есть разные варианты. Да, на этой неделе появились подвижки по достижению соглашения между Китаем и США по поводу торговых пошлин, что должно оказать поддержку рынку нефти на фоне улучшения ожиданий по спросу на нефть. Но вариант с рецессией в США и Китае до конца исключить нельзя даже по их внутренним причинам. И тогда ответ на этот вопрос будет да, долго.
А может быть разразится полноценный военный конфликт на Ближнем Востоке или может быть ОПЕК+ перейдет от наращивания добычи к снижению, и тогда ответ на вопрос – нет, недолго, дальше цены будут только расти. То есть существуют разные триггеры, которые могут привести как к профициту, так и к дефициту на рынке нефти и они очень слабо поддаются прогнозированию.
Но если предположить, что цены на нефть будут и дальше потихоньку ползти вниз на перевешивании профицитных факторов, то, естественно, какое-то время наши компании будут меньше зарабатывать.

Начнем сегодня со свежей операционной отчетности Аэрофлота за апрель 2025 года. В целом месяц у компании получился лучшим с начала года. Пассажиров стало больше — 4,4 миллиона, это плюс 6,7% к прошлому году. Внутри страны рост скромнее — 6,2%, а вот международные перевозки подросли на 8,2%. Самолёты летают почти полные — загрузка кресел 91,3%, это на 2 процентных пункта выше, чем год назад.
Если смотреть на четыре месяца в целом, картина тоже неплохая: 16 миллионов пассажиров, рост на 2,4%. Внутренние рейсы составляют порядка 74,8% перевозок компании за четыре месяца 2025 года. Так, по внутренним линиям компания перевезла 12 млн человек за четыре месяца — плюс 1,8% г/г, международные — 4,3%, 4 млн человек за четыре месяца 2025 года. Выглядит неплохо, но это, конечно, не прошлогодние темпы роста, когда показатели сильно росли на восстановлении спроса. В сегменте грузоперевозок наблюдается некоторое снижение, связанное со снижением деловой активности в экономике, вызванным мерами денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ. Так, грузооборот за четыре месяца 2025 года составил 314,1 млн т•км (–5,7%). При этом международный товарооборот снизился на 0,7% г/г, составив 127,7 млн т•км. Грузооборот внутренних линий сократился на 8,8% г/г, составив 186,4 млн т•км.

В конце марта компания провела IPO по нижней границе (60 рублей за акцию), сейчас же акции торгуются уже в районе 40 рублей.
📉Минус 32% за 2,5 месяца (iMoex за это время снизился всего лишь на 8%)
📊Компания выпустила отчет за 2024 год👇
▪️Выручка — 729,5 млн руб.
▪️Расходы на маркетинг — 345,2 млн руб.
▪️Расходы на персонал — 446,4 млн руб.
❌Операционный убыток — 101,5 млн руб.
❌Чистый убыток — 114 млн руб.
Компания не привела данные за 2023 год в отчете, скорее всего, чтобы затруднить оценку динамики показателей. Но мы можем оценить темпы роста выручки квартал к кварталу👇
▪️3 квартал — 166,5 млн руб.
▪️4 квартал — 192,3 млн руб.
❌Рост всего лишь на 15,5%
‼️Компания тратит на рекламу (в основном пиар у блогеров), заработную плату и мотивационную программу больше, чем зарабатывает. Занимать деньги (кредиты и займы, облигации) становится всё сложнее и сложнее с такой высокой ключевой ставкой и IPO для собственников было неплохим вариантом для выживания.
💡За год создали нематериальных активов (НМА) на 90 млн рублей и теперь НМА занимают 59% от всех активов компании (209,8 млн рублей). Если ещё учесть долг в размере 111 млрд рублей, то это говорит нам только о том, что баланс компании очень «хрупкий».

Видите ли, муниципальные и субфедеральные облигации — они как города и области, которые их выпускают: все очень разные, и разница эта проявляется во всем. И рейтинги у них отличаются, причем, иногда очень существенно, и на это есть несколько важных причин. Во-первых, конечно же, экономика регионов — где-то мощные заводы, нефтяные месторождения и развитая инфраструктура, а где-то сплошные дотации из центра и хронический дефицит бюджета. Во-вторых, долговая нагрузка: один город набрал кредитов по самые уши, едва сводя концы с концами, другой живет строго по средствам, а третий вообще имеет солидный запас прочности.
Рейтинговые агентства внимательно смотрят на все эти факторы: и бюджетную дисциплину, и экономические перспективы, и уровень управления — прежде чем поставить окончательную оценку. Москва, Санкт-Петербург, Татарстан — это обычно высокие рейтинги, почти как у федерального центра. А вот депрессивные регионы с убыточными предприятиями и сокращающимся населением получают оценки пониже, иногда на несколько ступеней.

Вообще котировки конкретно фонда finex gold упали из-за того, что этот фонд сейчас заблокирован и торгуется только на внебирже. А там нет ликвидности, так как покупать эти активы могут только квалифицированные инвесторы и они хотят дисконт за то, что они будут какое-то время сидеть в заблокированных активах, которые неизвестно когда разблокируют и разблокируют ли в итоге. При этом сам фонд инвестирован в золото, а золото как раз растет в цене, причем довольно существенно. Так что текущая цена паев отражает вовсе не реальную стоимость активов фонда, а именно этот существенный дисконт за блокировку и все сопутствующие риски.
Если вы готовы держать эти паи достаточно долго, и сумма для вас не критична — можно спокойно оставить их в портфеле на случай, если фонд все-таки разблокируют и цена постепенно вернется к нормальному уровню, то есть приблизится к реальной стоимости чистых активов. Однако никаких гарантий здесь нет: возможно, разблокировка произойдет через пару лет, а может быть, эти активы так и останутся заблокированными на неопределенный срок.

Сегодня рынки опять лихорадит: наш индекс Мосбиржи рванул с гэпом выше 2900 пунктов, нефть подорожала на 3%, а золото подешевело. И все это – результат геополитических новостей о возможных переговорах между РФ и Украиной в Стамбуле и о достижении договоренности между Китаем и США о снижении торговых пошлин, на которые рынки традиционно очень эмоционально реагируют.
Но я бы не спешил пока праздновать — все начало этого года показывает, что мы на геополитике можем как лететь ракетой куда-то вверх, так и не менее бодро пикировать куда-то вниз. Пока все еще не ясно, состоятся ли эти переговоры вообще на этой неделе и что из них выйдет. Так что текущий рост — это больше эмоции, чем фундаментал, и при сходе на нет этого геополитического позитива мы опять пойдем в коррекцию.
А вот новости с американо-китайского фронта выглядят поувесистее. Китай и США все же договорились временно снизить пошлины — США с 145% до 30%, Китай со 125% до 10%. Пока это временная история на 90 дней, но это сильно повышает шансы на достижение долгосрочных устойчивых договоренностей. И это позитив для товарных рынков, зависящих от экономики США и Китая, что мы и наблюдаем на мировых товарных биржах.

Вообще если рассматривать Пермэнергосбыт для дивидендного портфеля, то здесь есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны,компания показывает достаточно стабильный рост выручки и чистой прибыли, а её дивидендные выплаты очень стабильные и достаточно щедрые. Кроме того, у компании низкая отрицательная нагрузка и значительный запас ликвидности — почти половина активов в денежных средствах, что на высокой ключевой ставке способствует росту чистой прибыли.
Однако есть и минусы. Во-первых, в секторе есть компании с более высокой дивидендной доходностью, не уступающие по стабильности выплат Пермэнергосбыт. Во-вторых, у Пермэнергосбыта высокий уровень просроченной дебиторской задолженности (49%), что создаёт риски для денежного потока. Также компания зависит от регулируемых тарифов и инфляции, а на снижении ключевой ставки кубышка будет генерировать меньше процентного дохода, что может негативно влиять на будущие выплаты.
Поэтому если вы ищете надёжные дивиденды, возможно, стоит рассмотреть сетевиков, а не сбытовые компании.

Сам по себе высокий процент доходности облигации говорит в первую очередь не о ее привлекательности, ао повышенных рисках и о том, что за эти повышенные риски инвесторы требуют повышенную потенциальную доходность.
Компания имеет кредитный рейтинг BBB- от НРА (хотя другие агентства, вероятно, поставили бы BB), что указывает на приемлемую надежность, но не без оговорок. С одной стороны, у «АПРИ» сильные операционные показатели: выручка за 2024 год выросла на 154%, EBITDA — на 103%, чистая прибыль выросла на 25,9%, а показатель чистый долг/EBITDA 3.3x – хоть и высок, но снижается. Компания активно расширяется, лидирует по вводу жилья в Челябинске и диверсифицирует проекты. С другой стороны, есть и тревожные сигналы: отрицательный свободный денежный поток, высокая долговая нагрузка, а также зависимость от спроса на жилье в условиях нестабильного рынка и сокращения льготных ипотечных програм. Географическая концентрация добавляет рисков. Так что высокий процент здесь — скорее компенсация за эти риски, а не особая привлекательность этих облигаций.