Подводим итоги 6 месяцев 2020 вместе с Эксперт РА
В целом, компания показала себя лучше рынка, который упал на 22%. По состоянию на 01.07.2020 маржинальность сделок составила 12%, то есть снизилась на 1,5% по сравнению с началом года. Падение обусловлено снижением активности компании в период пандемии, а также ужесточение риск-модели. Результатом стал уровень просрочки в 1,1% от размера портфеля, подтвержденный KPMG.
«Лизинг-Трейд» потерял в позиции (опустился с 44 до 48 места по новому бизнесу), но не приобрел проблем на будущее. Нам очень близка реакция компании на кризис: переключение в режим выживания и сокращение рисков. Собственно, результатом этой политики (а также значительного снижения котировок на фоне карантина) стало увеличение доли в портфелях PRObonds №1 и №2 до 12,5% от капитала.
До конца сентября мы ожидаем завершения процесса рейтингования «Лизинг-Трейда».
Годовое изменение уровня госдолга (столбцы) и его влияние на изменение ВВП (треугольники) в Еврозоне и США
Источник: ОЭСР
Для западных политиков всегда было важно иметь какое-либо обоснование для выполнения экономических мероприятий. И для наращивания долга оно уже найдено. На этот раз помогла ОЭСР, которая позитивно оценила фискальную политику стран Еврозоны и США за последние пять лет. По подсчетам организации, за последние несколько лет политика увеличения в долга в развитых странах работала более эффективно, чем в посткризисные времена.
В течение первого кризиса расхождение между ростом ВВП и изменением госдолга было разительным, а наращивание долга не имело нужного эффекта на экономику: например, в США в начале 2010-х увеличение госдолга на 2% дало отрицательное отклонение тренда роста ВВП на более чем 4%. К 2019 году как в Еврозоне, так и в Америке, политика и экономический рост синхронизировались. То есть увеличение или уменьшение долга приводит к однонаправленным и примерно схожим отклонениям от тренда роста ВВП.
На рынке гособлигаций постепенно складывается переизбыток предложения, который в ближайшее время может стать источником проблем на долговом рынке.
За последние несколько месяцев в общем росте объемов российского рынка облигаций новые размещения госбумаг составили непропорционально большую его часть, несмотря на то, что ряд аукционов ОФЗ был отменен.
В течение лета общий объем первичных размещений на рынке был стабильно выше 1 трлн. рублей. Подавляющее большинство новых выпусков составили именно размещения ОФЗ: в частности, за август их было размещено около 1 трлн. В то же время, корпоративных облигаций было размещено немногим более 300 млрд рублей.
Размещение ОФЗ в ближайшее время увеличится, причем более быстрыми темпами, чем это произойдет в корпоративном секторе. Облигации будет тяжелее размещать, придерживаясь текущей рыночной конъюнктуры. Дополнительные объемы с большой долей вероятности вынудят Минфин размещать облигации с дисконтом, что будет способствовать снижению цен на всем долговом рынке.
К удивлению, но ряд данных указывает, что динамика прироста проблем снизилась: темпы роста банкротств в США затормозились, и не показывают того экспоненциального роста, который предсказывали ранее.
Количество компаний, подавших заявления о банкротстве, по-прежнему увеличивается, но темпы прироста за август не подтвердили тенденцию экспоненциального прироста фирм-банкротов. В августе только 55 американских компаний, имеющих публичный долг или акционерный капитал, подали заявление о банкротстве. В июне и июле количество таких компаний было по 71 в месяц. По итогам восьми месяцев, количество предприятий-банкротов из этой категории составило 470 компаний, что примерно соответствует уровню 2010 и 2011 годов.
Пандемия и связанное с ней падение рынка корпоративных облигаций естественным образом привело к росту доходностей, и как следствие, созданию премии по отношению к госбумагам. В АКРА провели оценку (https://www.acra-ratings.ru/research/2033) этих премий за риск корпоративных эмиссий, которая образовалась после прихода пандемии. Исследование показало, что больше всего рыночное падение отразилось на выпусках категории “ВВВ-ВВ”, в то время эмиссии с более высоким рейтингом почти не показали прироста премии по сравнению с предыдущим годом.
В кризисный момент российский рынок четко показал разграничение между теоретически более и менее рискованными эмитентами: сегмент бумаг рейтингов “ААА-АА” в большинстве случаев не сформировал премии к доходности, в сегменте “АА-А” премия в среднем была на 100 б.п. выше, чем у бумаг вышеуказанного сегмента.
В сегменте “ВВВ-ВВ” за счет более высокой оценки риска и волатильности эта премия оказалась значительно выше: в среднем 400 б.п.
«Обувь России» публикует отчетность по международным стандартам за первое полугодие 2020 года, а также операционные результаты деятельности за август. С одной стороны, за первое полугодие есть убыток, и убыток объяснимый (в апреле-мае полтора месяца работа компании была парализована + доначислены резервы на покрытие возможных кредитных потерь). С другой финансовые метрики даже за кризисное первое полугодие если не улучшились, то не ухудшились (денежный поток стабилизировался, денег, в принципе, у компании стало больше), а результаты августа показывают продолжение тренда на быстрое восстановление бизнеса (выручка в августе выросла в 1,5 раза в сравнении с июлем).
Вам выбирать, на что опираться.
— Релиз об отчетности за 1 полугодие 2020: obuvrus.ru/press_center/press_releases/46507/
На сегодняшней пресс-конференции ЦБ, Эльвира Набиуллина озвучила мысль о том, что регулятор по-прежнему видит пространство для снижения ставки. Сказано это было без уточнения, насколько долго может продлиться период низких ставок. Однако это не значит, что у ЦБ нет понимания, когда завершится цикл снижения ставок. На прошлой неделе на более кулуарном, чем публичная пресс-конференция, съезде Ассоциации банков России прозвучало одно важное заявление главы Центробанка. И касается оно как раз срока проводимой сейчас мягкой денежно-кредитной политики.
На встрече с главами ключевых российских финансовых учреждений глава Центробанка заявила, что на среднесрочном горизонте, по мере того, как дезинфляционные факторы и риски будут исчерпываться, “неизбежен возврат к нейтральной денежно-кредитной политике”. Понимать эту фразу нужно следующим образом.
На данный момент совокупность инфляционных факторов дает результат в 3,6% инфляции в годовом выражении. Пока этот показатель растет не так сильно, но в то же время, находится ниже таргета ЦБ в 4% годовых. По мере того, как эффект восстановления деятельности экономики будет исчерпываться, а риски расти (в том числе и внешние), проинфляционные факторы могут начать превалировать и подталкивать инфляцию выше желаемого показателя. Оценивая ситуацию сейчас, это очень вероятный вариант развитие событий. Однако ЦБ берет для себя паузу для оценки всех факторов, и будет принимать решение не раньше, чем через год — в последнем квартале 2021 года.
Иностранные облигации в течение всего лета во многом «сверяли» движения с национальными валютами, и за август по ключевым государственным и корпоративным бумагам зарубежных стран изменения в ценах были обусловлены именно ними.
Американские облигации, ввиду ослабившегося в течение июня-июля доллара, потеряли часть процентных пунктов от своей цены. Негатив по американской экономике больше всего ощущается именно на рынке облигаций, где участники склонны более беспристрастно оценивать макроэкономические драйверы и монетарную политику. Если говорить о последней, то объемы скупок активов со стороны ФРС снижаются: пока пересмотрены только ипотечные облигации, но по мере сглаживания проблем на финансовых рынках США (пусть временного и понятного только американским властям), есть вероятность снижения скупок и государственного долга.
Ралли европейской валюты, и как следствие, европейских облигаций, тоже немного затормозилось. Цены снизились почти до уровней начала лета. Доходности по-прежнему отрицательные, и нет никаких предпосылок к ихвыходу из этой зоны. Тем не менее, у европейских властей есть отчасти неиспользованный рычаг программ помощи бизнесу и монетарных мер. В этом плане, европейские власти ведут себя более аккуратно, чем их коллеги за океаном. Хоть и принципы ведения политики те же, как и возможные в будущем последствия, но пространство для маневра шире.
Общая тенденция к наращиванию долга реализовалась летом 2020 года и на облигационном рынке: за июнь-август количество первичных размещений вновь побило рекорд по сравнению с предыдущими летними периодами.
За последние три месяца российскими корпоративными эмитентами было размещено 89 выпусков облигаций: на 7 выпусков больше, чем в 2019 году и в 2,2 раза больше лета 2018 года. Большую часть новых выпусков обеспечили небанковские корпоративные заемщики — компании тяжелой и добывающей промышленности, транспортные компании. То есть, в основной массе те компании, которые испытали серьезную нехватку денежных средств во время пандемии.Рост количества размещений начался еще в мае, и резко увеличился в июне, примерно в два раза. К июле-августе количество размещений составило чуть более 20 в месяц, что также считается высоким для летнего периода показателем.
Стоит отметить, что крупные компании принимали решение о выпуске в течение лета, пытаясь заполучить более удобные деньги в подходящий момент. Что же касается сектора ВДО, то в июне-августе на рынке занимали уже знакомые имена, но о большинстве из выпусков инвестсообществу было известно заранее. О спешке эмитентов ВДО в привлечении денег на рынке говорить не приходится.
При уходе цены золота ниже 1916 Долл./унц. на спот-рынке — продажа в портфеле PRObonds #2 сентябрьского фьючерса Мосбиржи на золото по рынку на 2,5% от капитала.