Ожидания нефтяных компаний США по изменению объема кредитного финансирования
Источник: World Oil
С устоявшимся курсом нефти в районе $40-45 за баррель на американском корпоративном рынке нефтяных компаний начались вполне закономерные процессы (помимо банкротств, разумеется): сегодня стало известно, что крупнейшая нефтекомпания Техаса ConocoPhillips приобрела главного игрока сланцевой нефтедобычи юга США Concho Resources.
Это не первая подобная сделка приобретения крупными классическими нефтяниками компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти: несколько недель назад обзавелись своими сланцевиками Chevron и Devon Energy. История 2014 года, когда нефть рухнули со 100 до 50-60 долларов, повторяется.
Любопытна и форма состоявшейся сделки: она прошла в безналичном формате путем обмена акциями. Сейчас эта безденежная конструкция устраивает всех: для сланцевого нефтедобытчика объединение с ConocoPhillips равносильно спасению, а приобретающая компания не готова тратить реальные деньги за крупный актив с такими же крупными издержками.
Второй выпуск облигаций ООО «Лизинг-Трейд» зарегистрирован Московской биржей (https://www.moex.com/n30668/?nt=101).
Краткие параметры:
— Объем: 300 млн.р.
— Купон: 10,8% (выплата купона ежемесячно)
— Срок обращения: 4 года с амортизацией в последний год
— Рейтинг эмитента: BB+ (АКРА)
Размещение начнется 22 октября, в этот четверг. Продлится около 1-1,5 недель.
Заявку на участие Вы можете подать сотрудникам клиентского блока «Иволги Капитал»:
— Евгения Зубко: @EvgeniyaZubko, zubko@ivolgacap.com, +7 912 672 68 83
— Ольга Киндиченко: @Kindichenko_Olga, kindichenko@ivolgacap.com, +7 916 452 81 12
— Екатерина Захарова: @ekaterina_zakharovaa, zaharova@ivolgacap.com, +7 916 645-44-68
Информация об эмитенте и выпуске:
— презентация выпуска: https://t.me/c/1350246314/152611
— сравнительный отраслевой анализ эффективности: https://www.probonds.ru/posts/611-ooo-lizing-trei-d-otraslevoe-sravnenie.html
— видео-разбор эмитента:
Начинается новая серия портфельных изменений, касается она только облигационных позиций. Так, в четверг 22 октября, в ходе первичного размещения в портфели на 2,5% (для портфеля #1) и 2% (для портфеля #2) добавятся облигации Лизинг-Трейд 001P-01 (300 млн.р., купон 10,8%, срок до погашения 4 года с амортизацией в последний год, рейтинг эмитента от АКРА BB+).
Постепенно бумаги ИС петролеум БО-П01 будут заменены на облигации Брусника 001P-01. В портфеле #1 «Брусника» добавляется на 2,5% (2% за счет выбытия из портфеля «ИС Петролеум», 0,5% — за счет снижения с 1% до 0,5% доли в «Электрощит-Стройсистема»), в портфель #2 – на 2% (за счет «ИС Петролеум»).
Российский рынок акций долго воспринимался как дешевый, но приносящий высокие дивиденды. Дешевый, потому что ограничен в доступе к капиталу и потому что, по общему мнению, несет повышенные риски собственности и владения. Приносящий высокие дивиденды, потому что тон задает государство, являющееся главным акционером. Государству необходим постоянный поток платежей, и госкомпании вынуждены платить высокие дивиденды. Те же правила становятся нормой и для частных компаний.
Баланс стоимости и дивидендов годами создавал интерес к рынку, правда, интерес в первую очередь внутренний. Оборотная сторона высоких дивидендов – компании в меньшей степени финансируют развитие и инфраструктуру. Но и при слабом развитии госкомпании могли приносить акционерам высокие прибыли, по причине низкой внутренней конкуренции.
Рубль. Прошедшая неделя не изменила моих предположений. Ожидаю продолжения ослабления отечественной валюты против доллара и евро. Как и раньше считаю, что сам потенциал ослабления ограничен. Вероятно, доллар мы увидим выше 80 рублей, но немногим выше и ненадолго.
Динамика доли розничных инвесторов в общем объеме торгов на рынке акций США с января по июнь 2020 года (источник: http://www.profinance.ru/news/2020/10/13/bzpo-novichki-na-rynke-aktsij-torguyut-s-pomoschyu-setevogo-myshleniya-i-gotovy-risko.html)
Доля физлиц в обороте рынков акций растет во всем мире. Статистика по американскому рынку отображает ее изменение в процентах.
Особенно важно, что стремительно растет доля физлиц на рынке: а) растущем, б) фундаментально дорогом. Где-то я это видел…
Я начал работать в брокерской компании осенью 2003 года, к началу 2004го получил квалификационный аттестат, попросил у родителей денег и начал, как, впрочем, и все мои коллеги, торговать на бирже. На перспективном и растущем российском рынке. Тогда все знали, что развивающиеся рынки растут быстрее развитых. Так оно и было. Быстро почувствовал себя инвестиционным гуру, поскольку счет рос (вслед за рынком, но, конечно, медленнее, я ведь активно торговал и проигрывал). За пару месяцев сжился с ощущением победы, начал строить далеко идущие финансовые планы. Но в апреле ФРС повысила ключевую ставку, рынок устремился вниз. Спустя еще пару месяцев я остановил свои фондовые экзерсисы с потерей около 20-25% от начального капитала. И в последующие 16 лет ни разу не чувствовал себя финансовым суперменом.
Наткнулся на график числа корпоративных банкротств в Японии (https://t.me/the_buy_side/5836). А на графике – минимум банкротств компаний за 30 лет.
В России ситуация схожая. Количество решений судов о банкротстве компаний (не включая ИП) за январь-сентябрь 2020 года снизилось на 19% в сравнении с тем же периодом 2019 года, до 7 393 (https://ao-journal.ru/news/chislo-bankrotstv-kompanij-za-9-mesyacev-2020-g-sokratilos-na-19-procentov-3).
Снижение числа банкротств на фоне ухудшения общего экономического положения не придает здоровья экономической среде. Мораторий на принудительное банкротство и вовсе лишает картину фактической достоверности.
И все-таки низкое число корпоративных банкротств – благо. Это один из важных факторов, не позволяющих пандемическому кризису пойти по типичной для любого кризиса стремительной траектории разрушения. А если нет стремительности, успевают сформироваться механизмы экономической адаптации и защиты. Так что не ждал бы и волны отсроченных банкротств (по крайней мере в России).
Изображение: Marco Ottico | Credit: ANSA
В подавляющем большинстве стран мира уже в полной мере развивается вторая волна коронавируса. Тем не менее, сама ситуация и отношение к ней значительно отличается от весенних месяцев. Растет количество заболевших, но летальность от вируса становится более контролируемой. Для большинства принимающих решения людей уже стало понятно, что само по себе распространение коронавируса уже не главный разрушающий фактор катаклизма, а, скорее, его последствия — экономические, социальные и политические.
По общей логике, именно этим должны быть и продиктованы действия и ограничения основных западных стран. Парадокс в том, что правительства по-прежнему продолжают концентрироваться на остановке роста количества заболевших, и получается это с разной степенью успеха. За примерами обратимся к опыту европейских стран.
Великобритания — страна с самым резким всплеском заболевших в Европе. В стране предусмотрены три этапа введения ограничений в зависимости от количества случаев, но даже в самом жестком из них не предусматривается самоизоляция и закрытие предприятий или магазинов. В большинстве из регионов заведения и предприятия работают, но с ограничениями на одновременное нахождение людей.