Избранное трейдера Носкивполосочку
Рыночный цикл Вайкоффа. Сделки удержания зон и выхода из накопления или распределения
1. Сделки пробоя зон поддержки или сопротивления
Классические и любимые многими трейдерами сделки прорыва диапазонов, каналов и зон поддержки или сопротивления. Как правило такие сделки обозначают завершение фаз 1 и 3 и переход к фазам 2 и 4. Однако на практике статистически большая часть прорывов — превращается в ложные. А истинные прорывы происходят на разреженной ликвидности в условиях высокой конкуренции за нее, что требует от трейдера высокого мастерства исполнения и существенно влияет на риски совершаемой операции — иногда они становятся неприемлемо высокими.
Поэтому наиболее интересной сделкой является вход в паттерне, который с вероятностью приведет к прорыву в некотором близком будущем.
В поиске таких паттернов трейдеру поможет следующая информация:
Выход крупных объемных паттернов в ленте или кластерных накоплениях при подходе к зонам предполагаемой поддержки или сопротивление с дельто или направлением, противоположными ожидаемому;
В рамках этой статьи разберем фазы 2 и 4 и возможные варианты сделок в них.
Фаза 2 – Аптренд (Markup)
Фаза 4 – Даунтренд (Markdown)
Фаза 2 – это классический аптренд: растущие минимумы, растущие максимумы. В этот момент бумаги попадают на радары к неинформированным участникам рынка и в социальные сети. Подготовленные участники рынка больше не сдерживают цену, позволяя рынку на ажиотаже расти, часто фиксируя часть прибыли.
При переходе к Фазе 4 давление убыточных позиций приводит к необходимости их закрытия либо по собственной инициативе, либо вынужденно (маржин-коллы и риск менеджмент фондов). Закрытие позиций вызывает новое ажиотажное движению – на этот раз рынок снижается под давлением избыточного предложения. Подготовленные участники рынка могут откупать часть проданных ранее позиций, но в целом не стремятся поглотить имеющееся предложение по текущим, не устраивающих их в среднем ценам. В итоге ажиотаж приводит к кульминации – панической распродаже.
Этой статьей мы начинаем цикл публикаций по классическим подходам к анализу рыночной информации, которые используют трейдеры для принятия решений. Эта информация может быть полезна как начинающим, так и опытным трейдерам.
Идея метода Вайкоффа заключается в том, что рынок или отдельный актив проходит четыре стадии цикла, порожденного действиями крупных участников рынка. Эти крупные игроки планируют свою работу так, чтобы использовать для своей выгоды действия неподготовленных и менее квалифицированных трейдеров.
Похожие на цикл Вайкофа паттерны можно найти в динамике цен на сахар или кофе и даже тюльпанов из XVI-XVIII веков, а также в современных рынках на очень малых таймфреймах, когда осознанный план от крупных участников рынка маловероятен. Эти факты означают, что цикл Вайкоффа, скорее всего, является отражением естественной психологии людей, которые работают на рынках.
Разберем условный цикл Вайкоффа:
На практике применение цикла Вайкоффа требует навыка работы с объективными рыночными данными и современного инструментария. Давайте разберем, как трактовать информацию о потоке рыночных сделок, чтобы открыть позиции в лонг и шорт по наиболее выгодным ценам, в начале соответствующих фаз цикла Вайкоффа.
Рост ставки — это однозначный негатив для бизнеса. Кредиты дорожают, из капитала все труднее извлекать прибыль. Назовем компании, для которых это может стать проблемой. А также те, которые вне зоны риска.
Z-модель Альтмана
Один из наиболее надежных методов оценки устойчивости компании — это индекс кредитоспособности. Изначально он был придуман для предсказания банкротств, и более чем в 80% случаев попадал точно.
Модель Альтмана неплохо работает на рынке США, но мы живем в России, поэтому стоит держать в уме, что любой негатив у нас быстро приходит, но также быстро и уходит, оставляя в убытках тех, кто не успел среагировать.
Условно говоря, волну корпоративных банкротств по примеру Америки мы вряд ли увидим, а вот падение акций на фоне слабых отчетов — очень даже вероятно. Исходя из этого, соберем топ-15 компаний с лучшим и худшим Z-score.
Эти компании в зоне риска
Расчеты проводились близко к модели Альтмана. Учитывался актуальный размер долга, активов, выручки, доналоговой (EBITDA) и чистой прибыли, а также рыночная стоимость компаний. Взяты отчеты последних 12 месяцев.
Первым делом разберу, как визуализировать покупателей, продавцов. Итак, начну с того, что нет никаких баров, свечей, тайм – фреймов. Все это форма, вид, в котором общепринято предоставлять информацию о ценодинамику. Для рынка их нет, мы же конечно видим все это воочию. Но нет никакого побарного анализа, свечного, правильного тайм-фрейма, на котором лучше анализировать по сравнению с другими. Есть последовательные покупки, последовательные продажи, которые формируют ценовые волны покупателей и продавцов. Объединяем эту последовательность действий в две группы и получаем следующее — последовательное движение цены вверх, до изменения в противоположную сторону — волна покупок, последовательное движение цены вниз, до изменения в противоположную сторону — волна продаж. Бар, свеча это часть этих волн, которая ограничена временем формирования или другими параметрами, соответственно никакую полную картину отдельный бар, свеча не даёт. Правильного ТФ тоже нет, есть масштаб — это участок событий, которые произошли по результатам действий участников рынка и которые в последствии нужно анализировать для прогноза последующих.
В любой сфере деятельности, для достижения положительного результата, деятельность должна быть осознанной. Трейдинг, как сфера деятельности, не исключение. Но и этого недостаточно. У участников рынка нет единого мнения о самом рынке, о процессах происходящих на нем, вследствие этого существует множество торговых подходов, систем, порой далёких от рынка. Вот и получается, то якобы система перестала работать и трейдер ищет, создаёт новую, то рынок поменялся, несмотря на то что рынок не может меняться, но система основана на чем-то таком, что скажем, при смене направления цены, система этого не учитывает. Возникают «секты». Например «секта свидетелей невозможности прибыльной торговли и невозможности прогнозирования дальнейших ценовых движений». В общем, все сводится к торговому подходу, рынок то – всегда прав!) Но рынок и торговля на нем это не вопрос веры, он здесь, на Земле, он создан людьми и участвуют в нем люди, не Высшие Силы, не инопланетяне и события на нем не случайны.