Избранное трейдера asfa
Всем добрых профитов. Продолжаю публикации по микроструктуре рынка.
Недавно у меня возникла идея по анализу лимитных заявок в биржевом стакане и прогнозу движения цены в ближайшее время (секунды или минуты). Оговорюсь сразу, пока это только идея и я готов рассмотреть по этой теме пожелания и предложения от всех заинтересованных участников, такой вот «краудсорсинг». Возможно, кто-то уже сталкивался с подобного рода анализом, поэтому просьба указать на источники или продукты в которых он реализован. То что получится в итоге встрою в платформу Jatotrader для всеобщего пользования.
Идея, на первый взгляд простая, и состоит она в подсчете лимитных заявок, поступающих в биржевой стакан на несколько первых уровней
(лучших уровней спроса и предложения). Для подсчета выбираем уровни в стакане, находящиеся «внутри» заявок маркет-мейкеров. Их заявки хорошо видны в стакане как «выделяющиеся» уровни на некотором расстоянии от спреда.
События нынешнего апреля на срочном рынке РФ показали уязвимость стратегий, основанных на продаже опционов. Резкий рост ГО и волатильности приводит одновременно к недостаточности обеспечения позиции (требуется довнесение средств или брокер просто по риск-менеджменту кроет всю позицию или большую часть) и неожиданным временным убыткам, т.к. цена дальних опционов взлетает в разы.
При этом закрытие позы брокером или невозможность удерживать позицию спекулянтом (по любым собственным причинам) превращает бумажный убыток в реальный.
Кто-то после этого предъявляет претензии брокеру, кто-то сетует на неэффективность рынков, связи, организаторов торгов. И во многом бывает прав. Но 9-10 апреля это естественный стресс-тест для всей инфраструктуры, посредников и клиентов. Стресс-тестов давно не было на нашем рынке. Почти 3 года относительно спокойной внутридневной торговли.
Трейдер не властен над факторами неготовности брокера (который кстати по Регламенту будет прав, если начнет крыть позиции, выходящие на маржин-колл и всегда будет снижать риски по физикам в первую очередь, т.к. это меньшая доля доходов, и вести переговоры с крупными юр. лицами в аналогичной ситуации (а то многие физики возмущались, что им не позвонили, не предупредили, не выслушали)), а также над факторами неготовности инфраструктуры биржи и связи брокера.
Этой публикацией я открываю ряд статей (если, по какой либо-причине не получу бан), посвященных анализу микроструктуры рынка и, собственно, его природы.
Все мы привыкли смотреть на графики цены акций, фьючерсных контрактов, опционов и прочих инструментов (далее цена). Мы рассматриваем цену на различных тайм-фреймах, строим на основе цены различные индикаторы, которые помогают принимать нам «правильное» решение. Но, если задуматься, то цена — это ведь свершившийся факт. А точнее, цена — это всего лишь производная от действий участников рынка (покупателей и продавцов) на определенном отрезке времени. И влияют на цену всего два параметра: это объемы и интенсивности покупок и продаж. Эти два параметра и есть то топливо, которое питает рынок. Кто-то скажет: на рынок влияют новости: да, но если есть хорошая новость, и нет покупателей, или у покупателей нет денег (например, закончились) — то цена может уйти в противоположную ожиданиям сторону.
Если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему
На рынке, с его непостоянным доходом, угрозой убытков на счету уровень тревожности трейдера достаточно высок. Постоянные переливы «То густо-то пусто» не остаются незамеченными для нашего сознания. И тревога подавляет способность спокойно мыслить и принимать взвешенные решения.
Что сделать, чтобы понизить уровень тревожности? Мой выбор – создание позитивных рамок для любого негативного или нейтрального события. Ведь все субъективно.
Мы можем думать, что слили счет. А можем – что заплатили рынку за обучение. И теперь мы знаем, что точно делать не нужно.
Мы можем переживать о минусе с начала года, и забывать, что в плюсе с прошлого октября (апреля, января).
Можем думать о том, насколько провалились с хая, а можем – сколько заработали за последний год.
Именно от нашего ментального умения зависит, какое отношение будет к той или иной проблеме. Каков основной стресс на рынке? Конечно, убытки. В сделке или за период. В нас зашито свойство эмоционально реагировать на это явление. Следствие такого отношения — неэффективные решения. Поведенческий психолог Даниэль Канеман об этом говорит так:
В любой компании Директор по риск-менеджменту или Главный риск-менеджер (CRMO) – зачастую наиболее ненавидимое лицо для других служащих этой компании.
Хотя нет – «ненавидимое» преувеличение. Риск-менеджер — самый непонимаемый человек.
Он постоянно «портит жизнь» всем структурам своими «придирками» и требованиями соблюдения регламента по рискам. Зачастую даже генеральный директор не в восторге от своего риск-менеджера. И все это легко объяснимо.
Тогда начнем со следующей фразы, вкратце уже прозвучавшей:
«В любой компании риск-менеджер самое странное и ненавидимое другими людьми должностное лицо. 364 дня в году его придирки «портят жизнь» прочим сотрудникам компании, включая дирекцию, но 1 раз в год настает тот день, когда его «придирки» спасают всю компанию, если риски-таки соблюдались до этого. Однако бывает, что год за годом такого «чудесного» дня не происходит. Это самое плохое состояние для компании. Это значит она удачно попала в некий новый тренд. Риск-менеджмент забывается, риск-менеджер становится мешающимся под ногами должностным лицом. Однако прелесть «чудесного» дня в том, что он все равно настанет. И тогда компания, забывшая о риск-менеджменте оказывается на свалке истории».
Доступный язык и интересные идеи, которые почерпнул из книги Механизатора«Биржевой трейдинг. Системный подход», заставил не мешкать с покупкой новой книги. Не ошибся в выборе.
Поставил бы книгу по полезности для трейдера и инвестора в один ряд с работами мировых экспертов поведенческой психологии – Канемана и Талера. Однако в отличии от нобелевских лауреатов, специализирующихся на поведенческих финансах в целом, Александр погрузился в нужную нам рыночную психологию. Копнул, должен сказать, очень глубоко. Подробно разобрал те неоптимальности, которые влияют на наши решения.
Во главу угла автор поставил Поведенческое преимущество – нашу способность работать со страхами и соблазнами, которые нам предлагает рынок. Подчеркнул приоритет этого качества над Аналитическим и Техническим преимуществом, то, что недоработки в области собственной психологии в долгосрочном плане могут нивелировать конкурентные преимущества в других областях.