Избранное трейдера Художник со справкой
Миф 2
О мультипликаторе P/E так или иначе слышали практически все. По статистике – это самый узнаваемый мультипликатор в мире. Как Эйфелева башня фондового рынка. Символ стоимости, по которому многие пытаются ориентироваться, оценивая дороговизну или дешевизну компании.
Давайте поговорим, что с ним не так.
В большинстве всевозможных постов приводятся референтные значения этого показателя. Принято считать, что значение меньше 15 говорит о недооцененности компании, а значение выше 15, соответственно, о том что компания стоит слишком дорого.
Прежде чем обсудить этот миф, нужно уточнить, что метод анализа финансового состояния компании с использованием мультипликаторов, является аналоговым. Об этой ключевой особенности большинство инвесторов не знают, или просто игнорируют непонятный термин.
Это означает, что мультипликаторы, в том числе и P/E, используют сравнивая с аналогичными показателями других компаний отрасли.
Возьмем все тот же Лукойл. Текущее значение показателя P/E его 8,34. Это существенно ниже, чем 15. И можно вроде бы смело покупать.
После поднятия ставки ЦБ до 12%, рунет захлестнула волна инфомусора о поднятии ростовщиками процентов по вкладам. Сам много лет работал на ростовщиков и прекрасно знаю, на какую ложь и подлость способны эти паразиты. Поэтому, решил проверить лично.
С утра пробежался по сайтам системно-значимых ростовщиков с целью выяснения честных процентов по вкладам. К честным отношу проценты без подлянок мелким сереньким шрифтом. Например:
Убрал весь этот мусор.
Получилась такая таблица:
Топ-3 ростовщиков по честным процентам — Альфа, МКБ, ВТБ.
Топ-3, которым не нужны рубли физиков — Райффайзен, Юникредит, Сбер.
Ростовщик с самыми мошенническими условиями по вкладам — Сбер.
На дворе 1993 год. Жила и работала в стране одна женщина, звали её Галина. Всю жизнь она проработала экономистом на заводе, но началась перестройка, зарплата всё снижалась, а потом Галину и вовсе сократили. А выживать как-то надо. Вот и решила она блузки да носки вязать и на центральном рынке продавать. Сначала торговля шла бойко, деньги ручьем текли, но оказалось, что на рынке всё не так просто как кажется на первый взгляд.
И вот подошли однажды к ней бандиты и говорят: «Теперь мы твоя крыша, охраняем тебя, а ты, Галина — нам платишь. А откажешься — прострелим тебе чего-нибудь.» — Испугалась Галина, но делать нечего, придется платить.
— «А сколько платить?» — Поинтересовалась женщина.
— «А вот будешь нам половину от прибыли отдавать, ясно? Будет меньше — мало тебе не покажется.»
— Понятно то оно понятно, да не совсем. Половину от какой прибыли? Чистой? Маржинальной? Валовой? Они и слов то таких не знают — поняла Галина, но все же решила поинтересоваться:
Ростелеком — это крупнейшая российская телекоммуникационная компания со стагнирующей (фиксированная связь, интернет, услуги, ШПД) и растущей (цифровые сервисы, мобильная связь) частью бизнеса. Сейчас компания не выпускает отчетности поэтому приходится прикидывать стоимость по ограниченной информации. Рассмотрим структуру выручки:
Выручка от телефонии падает год к году и за 2022 год упала еще на более чем 8%. Фиксированный ШПД – выручка выходит на плато так же, как ТВ и оптовые услуги. В отсутствие возможностей для органического роста «Ростелеком» увеличивает долю рынка путем поглощений (ШПД).