Избранное трейдера Axssyon
Почему ФРС прекращает публикацию оперативных данных по состоянию американской экономики.
На протяжении нескольких прошедших дней руководители ведущих экономических ведомств США сделали целый ряд революционных по своей сути заявлений.
Так, в письме американскому Конгрессу министр финансов страны Джанет Йеллен несколько дней назад констатировала: «Когда все доступные меры и имеющиеся средства будут полностью исчерпаны, США впервые в истории окажутся не способны выполнять свои обязательства».
В переводе с их бюрократического новояза на нормальный русский это означает две неизбежные перспективы. Во-первых, имеющиеся в распоряжении американского правительства деньги точно закончатся в течение ближайших трех недель. Желают конгрессмены или нет, но дальше им придется санкционировать повышение планки государственного долга с нынешних 28,7 трлн долларов до «очень сильно вверх».
Во-вторых, так как американская экономика продолжает оставаться одним из ключевых сегментов общемировой, а новые займы все меньше размываются на иностранных заемщиков, доля которых в общем объеме госдолга США ужалась до 26,6% (самый низкий показатель с 2008 года!), то этот процесс вызовет ускорение инфляции не только внутри американских рынков, но и неизбежно приведет к аналогичному результату на общемировых, включая Россию. А это цены на стройматериалы, жилье, автомобили, бензин, овощи, фрукты, мясо, рыбу, масло и так далее, – по полной.
Текущие объемы эмиссии более чем в 4 раза выше, чем на пике кризиса 2009 и в любой из периодов агрессивной (по тем временам) накачки системы ликвидностью с 2015 по 2017. На гистограмме: ФРС + ЕЦБ + Банк Японии + Банк Англии + ЦНБ + ЦБ Канады и Австралии.
Для понимания того, что такое 10 трлн за год… За 100 лет до 2007 года включительно (это не так уж давно) совокупный баланс семи ЦБ удалось нарастить до объема менее 4 трлн долл. Неплохо, да? За 100 лет до инициализации монетарного бешенства всего 4 трлн, а тут за 1 год уже 10 трлн!
Многие пишут о будущем росте цен на недвижимость, ссылаясь на инфляцию, на снижение ипотечной ставки банков, на предыдущую тенденцию роста и т.д. Но давайте поговорим о спросе. Согласно различным опросам агентств недвижимости, 70-75% покупателей квартир – это люди возраста от 25 до 45 лет (40-50% — возраст 25-34 года, 20-30%- возраст -35-45 лет). Это неофициальная статистика, у всех агентств она разная, зависит от города и года сбора данных, но в целом картина такая. Например, основная масса покупателей квартир в 2021 году – это будут люди рожденные в 1987 -1996, вторая группа (меньший процент) – рожденные 1975-1986гг. Если предположить, что на спрос кроме экономических факторов влияет только рождаемость 30-летней давности, то пик спроса на недвижимость пройден в 2013-2016гг, а дальше — тенденция только вниз, и итог — падение спроса на квартиры к 2034-2038гг на 30%. При этом я не думаю, что цены на недвижимость сильно обвалятся, рынок отрегулирует излишнее предложение банкротством застройщиков. Но инвестируя в покупку квартиры, заранее подумайте о ее продаже, будет ли покупательский спрос также высок, как в предыдущие годы. Вполне возможно, эти расчеты не коснутся регионов, которые пополняются за счет миграции.
Никогда ещё не удавалось предвидеть возникновение финансового кризиса. Хотя провалы в экономике разных периодов имеют общие черты, идентифицировать их удаётся только после наступления на очередные грабли.
Главными источниками проблем в экономике США в середине 19 века стали две новые прорывные технологии. Если бы тогда сказать такое, подняли бы на смех и обозвали «армагеддонщиком».
В 1830 году в США начался железнодорожный бум. Он стартовал со штатов Пеньсильвания и Мссачусетс. Если в 1830 году было всего 37 км рельсов, то через 10 лет стало уже 4519 км. В 1850 году построено уже 14517 км железной дороги. Бум и не думал сбавлять обороты. Развитие железнодорожной сети шло с северо-востока в центр и на запад страны. Все деньги, которые удавалось найти, шли на строительство инфраструктуры для развития новой технологии.
Акции компаний безостановочно росли в цене. Рядовые граждане, желающие разбогатеть, не сидели сложа руки. Кто-то инвестировал сбережения в железнодорожные и строительные компании, а кто-то отправляется на запад скупать ненужные земли, пока там не начали ходить поезда, чтобы продать их втридорога, когда «желдорбум» доберётся и туда.