Блог им. KirillSizov

Первый финансовый кризис в США и паника 1857 года. Всё просто, знакомо и непредсказуемо.

Никогда ещё не удавалось предвидеть  возникновение финансового кризиса. Хотя провалы в экономике разных периодов имеют общие черты, идентифицировать их удаётся только после наступления  на очередные грабли.

Главными источниками проблем в экономике США в середине 19 века стали две новые прорывные технологии. Если бы тогда сказать такое, подняли бы на смех и обозвали «армагеддонщиком».

В 1830 году в США начался железнодорожный бум. Он стартовал со штатов Пеньсильвания и Мссачусетс. Если в 1830 году было всего 37 км рельсов, то через 10 лет стало уже 4519 км.  В 1850 году построено уже 14517 км железной дороги. Бум  и не думал сбавлять обороты. Развитие железнодорожной сети шло с северо-востока в центр и на запад страны. Все деньги, которые удавалось найти, шли на строительство инфраструктуры для развития новой технологии.

Акции компаний безостановочно росли в цене. Рядовые граждане, желающие разбогатеть, не сидели сложа руки. Кто-то инвестировал сбережения в железнодорожные и строительные компании, а кто-то отправляется на запад скупать ненужные земли, пока там не начали ходить поезда, чтобы продать их втридорога, когда «желдорбум»  доберётся и туда.

Оптимизм пёр через край. ЖД-компании, строительные фирмы, банки, дающие им кредиты, иностранные инвесторы, рядовые граждане, мечтающие нахаляву разбогатеть, были наполнены исключительно оптимизмом.  Вдобавок ко всему этому кайфу в 1848 году, в Калифорнии, на юго-западе страны, нашли золото. А это дополнительные инвестиции в экономику, в т.ч. в железные дороги. За год после открытия «золотых гор» в Калифорнию слетелось порядка 300 тысяч охотников за золотишком. И как же люди так быстро узнали про золото?

Вот тут появляется второй «виновник» паники 1857.  В 1844 году Самюэль Морзе отправил первое телеграфное сообщение. Появилась возможность обмениваться информацией по всей стране за считанные минуты. Это было так же круто, как у нас первый интернет в 90-х. Благодаря телеграфу американцы быстро узнали про золото в Калифорнии и ломанулись искать счастье. Название «золотая лихорадка» родилось в те годы.

Хорошего должно быть много. В 1853 году наша Россия сделала подарок американским фермерам. Началась Крымская война, и Россия резко снизила поставки зерновых на мировой рынок. Земледельцы бросились покрывать дефицит зерна. Урожаи продавались быстро и по хорошей цене.

Аграриям бы задуматься, что война в России не навсегда, но нет. Пёрло так сильно, что думалось только о том, чтобы попёрло ещё сильнее. Сельхозпроизводители начали активно расширять площади посевов, а для этого потребовалось больше кредитов. Пессимистов загнали в подполье, и «армагеддонить» было некому. А чего не радоваться? Строительство гигантское, сельхозпродукцию на мировом рынке метут (пока Россия воюет), золото в земле нашли, инвесторы в очереди стоят за акциями. Вот он, экономический рай!

Но, казавшийся прочным домом, рай оказался карточным домиком. И первую карту потянули бедолаги фермеры, сами того не ведая попавшие в зависимость от ситуации вокруг какой-то Crimea, о которой они тогда (как и сейчас)  даже не слышали. Дело в том, что в экстазе от высоких цен и спроса на пшеницу фермеры набрали кредитов. Но в 1856 году Крымская война закончилась (какая досада!) и Россия вернулась в список ведущих международных экспортёров сельхозпродукции. Цены и спрос на зерно резко пошли вниз. И фермеры перестали справляться с долговой нагрузкой.

С тревожными симптомами и с  39 тыс. км рельсов Америка приблизилась к 1857 году.  Теперь в дело вступили главные игроки любого кризиса — банки. Они тоже росли, как грибы. В те  далёкие времена коммерческие банки могли печатать свои  банкноты (banknote – банковская  записка ) Каждая шарашка печатала бумажки и раздавала  гражданам  под «гарантию» обмена на золото и серебро. Последние такие деньги печатались аж до 1921 года.  В 1834 году было 504 банка с драг. металлом на $26.5 млн и обязательствами на $147.5 млн (обеспечение 26,5/147,5 = 0,179). В 1856 году стало 1253 банка с драгметаллом на $60 млн, и обязательствами на $417 млн.(обеспечение 60/417 = 0,144)  Такое снижение обеспечения обязательств  сигнализировало об опасности для банковской системы, но тогда, на всеобщем позитиве, никто этого не заметил, или сигнал проигнорировали. На протяжении многих лет железнодорожные компании тянули за собой металлургию и строительство, были стабильным источником высокой прибыли и выплачивали щедрые дивиденды, порождая уверенность в том, что так будет вечно.

Будет сюрпризом сказать, что многие инвестиции были спекулятивными. Более того, кредитовались компании, которые существовали только на бумаге. У них не было техники для строительства, локомотивов, вагонов. Они лишь выпускали акции для получения денег и спекуляций.  Возник термин «Paper Railroad» (бумажная железная дорога.). На волне строительного бума много дорог на западе были построены «в никуда». Многие предприятия не смогли выкупить землю у спекулянтов, оставив тех владельцами пустого места. Экономика не нуждалась в таком количестве дорог, которые были построены на привлеченные акционерные и кредитные средства. Это сегодня кажется, что такое безобразие нельзя было не заметить.  Но тогда, находясь внутри прекрасного доходного рынка,  думать было некогда. Надо было лопатить деньги, как и в 2000  и в 2008 годах.

Первым камнем обвала стал банк «Ohio Life Insurance and Trust Company»,  по нашему «Огаёвская Компания Страхования Жизни и Доверия». Названия они не оправдали. Всё было как всегда. Манагеры филиала в Нью-Йорке так увлеклись скупкой акций на бычьем рынке, что пустили в оборот все средства вкладчиков. Тогда это не запрещалось законом. Инвестиции оказались в те самые «дороги в никуда»  и «Paper Railroad»

История определяет точную дату начала кризиса 24 августа 1857 года, когда этот банк «Жизни и Доверия на Огайщине» не смог производить выплаты по вкладам и менять свои фантики-банкноты на злато-серебро.  Акции банка упали с $101 до $5 всего за 5 дней.  Это произвело эффект детонатора. Вдруг выяснилось, что сотни предприятий не имеют ликвидности для производства выплат. Огромное количество кредитов оказалось в «Paper Railroad», у бестолковых спекулянтов, купивших пустыри в надежде на прокладку рельсов, то есть, играющих в «угадайку» и у фермеров, которых клятая Россия подвинула на рынке зерна, без предупреждения закончив Крымскую войну.  Под залог ценных бумаг получить новый кредит стало невозможно после падения курса акций.  Все ринулись менять бумагу на золото. Народу было всё равно, банкноты каких банков они имеют, плохих или хороших. Начался «A Bank Run» — набег на банки. Через месяц, 25 сентября 1857 г, уже 175 банков отказались выполнять обязательства, через неделю закрылось ещё 150 штук (ещё бы, обеспечение то смехотворное!)  День 13 октября 1857 года стал днём панической атаки на банки в Нью-Йорке: закрылись 18 банков, на следующий день ещё 32. Вся банковская система остановилась, и банки начали открываться только в декабре. Пришла беда – отворяй ворота. Корабль из Калифорнии, шедший в Нью-Йорк с  14 тоннами золота и 420 пассажирами затонул в Атлантике из-за шторма. Люди погибли. Золото для обеспечения ликвидности в Нью-Йорк  так и не поступило.

Кредиторы требовали деньги обратно, что заставляло компании отказываться от обязательств по облигациям и акциям, роняя их стоимость. Инвесторы массово продавали акции, чтобы зафиксировать убытки, ускоряя падение. Банки перестали выдавать новые кредиты, что приводило закредитованных фермеров, строителей и железнодорожников к банкротствам. 

Наступил Ԥ. Одну новую технологию, (железную дорогу) перекачали деньгами и она грохнулась ниже своей реальной стоимости, как доткомы в 2000 году, другая новая технология (телеграф) обеспечила быстрое распространение паники,

После 1857 года в США приняли закон о мгновенном лишении банка лицензии за отказ менять банкноты на золото,  обязали банки иметь 1 доллар в золоте на каждые 3 доллара в макулатуре и запретили банкам использовать в качестве резерва акции.

Факторы Крымской войны, «Paper Railroad» и снижение обеспечения банковских обязательств  могли быть правильно оценены тогдашними аналитиками. Но этого не случилось. Оптимизм – добрая и хорошая черта людей, и жадность — наше природное приспособление для выживания, не раз заводили мир в тупик. Но разум всегда выводил обратно!

★19
39 комментариев
     Хорошая статья! 
Московский Лоссбой, Спасибо.
avatar
Кирилл Сизов, вообще, я никогда не думал о кризисе в США в середине 19-го века… Фильмы смотрел, а думать — нет. 
Московский Лоссбой, Сейчас сильнее всего накачан деньгами IT-сектор, как тогда ЖД. А спрос на нефть поддерживается санкциями против большой части нефтедобычи. А если санкции перестанут соблюдаться? Получится так, как было с зерном в те годы.
avatar
Кирилл Сизов, очень верное наблюдение.
Вестников (Витковский),   … ждемс  подтверждения очень верного наблюдения по нефти ..)
avatar
Кирилл Сизов, да, грохнется итешка раздутым программерам придётся иди в центр занятости)
avatar
Eugeny Umolinov, 
грохнется итешка раздутым программерам придётся иди в центр занятости

вот точно — ни один гад менее чем за 16$ за час  работы не хочет работать. Я полгода просил сделать сайт за 400 тысяч рублей — не интересно, дай 1,5 млн. 

но ведь вложения должны окупиться хотябы за 6 лет?  1,5 млн у меня не окупятся просто никогда. У всякой вещи должен быть здравый смысл

приходится самому изучать php
Кирилл Сизов, тогда зернового ОПЭК не было, это важное отличие.
avatar
Кирилл Сизов, любопытные графики, показывающие переоцененность некоторых таких амер компаний

avatar
Кирилл Сизов, 
Не совсем.
Деньгами накачена сланцевая нефть.
А возможность войны с Ираном никто не отменял
Кирилл Сизов, 
Да и санкции уже заложены в цену.
Читал американских экономистов,
что Россия скупает нефть в Венесуэле и Иране
и перепродает с наценкой
Все ошибки очевидны спустя много лет. А внутри событий ничего не видно.
avatar
Кирилл Сизов,   ПОЧТИ
avatar
Кстати, затонувший корабль с золотом обнаружили в 1988 г. — через год после очередного кризиса. Стоимость поднятой части золота составляла ок 100 млн долларов 
avatar
Lano,   и это уже конечно было УЧТЕНО всемогущим рынком )
avatar
Роман Андреев уверял из-за плеча Андрея Верникова, что монетаристские власти всего мира после 2011 года наблатыкались избегать кризисов. И с этим сложно спорить.
В смысле наблатыкались заливать напечатанным баблом. И у наших резервов для этого больше всех.

Так что 1857 год никада не повторится! Инвестируем смело. Пенсию в 35 лет никто не отменял! 
Вестников (Витковский),   мнение ИЗМЕНИТСЯ
avatar
Никогда ещё не удавалось предвидеть  возникновение финансового кризиса.

глупость чистой воды.  Не удавалось спрогнозировать пик роста с точностью до часа/дня/недели/месяца, а спрогнозировать с точностью до — года вполне посильная задача
 В 1830 году в США начался железнодорожный бум. Он стартовал со штатов Пеньсильвания и Мссачусетс. Если в 1830 году было всего 37 км рельсов, то через 10 лет стало уже 4519 км.  В 1850 году построено уже 14517 км железной дороги. Бум  и не думал сбавлять обороты. Развитие железнодорожной сети шло с северо-востока в центр и на запад страны. Все деньги, которые удавалось найти, шли на строительство инфраструктуры для развития новой технологии.

 
я смотрел этот мультфильм — отлично и наглядно показано 
Богдан, есть такое. Но всё равно полезно
avatar
веселые были времена)
Спасибо.
Только не надо называть доллар США макулатурой. Прям коробит от такого сравнения
Николай Помещенко, Сравнение вполне нормальное )). Тогда единого эмиссионного центра в США не было и свои банкноты печатали многие банки. В том числе и с весьма сомнительным покрытием.  Доллара в настоящем понимании просто не было. Про это в топике тоже есть.
avatar
Andrew_Kl, вырвал из контекста:(
Вообще, отличный ликбез
Andrew_Kl, 
ой. простите великодушно за минус. промахнулся.
я хотел сказать что хоть кто-то знает про доллар.
планировал перелопатить и втащить сюда, на сайт статью про доллар, про развитие денег, но моё вИдение ситуации и знания толпе не нравятся.
передумал.

микроспекулянт, За других говорить сложно, но по мне, историю финансов надо знать. Слишком многое повторяется. Психология людей не меняется. Те же жадность и страх. Да и просто это интересно.
Я очень жалею, что в свое время не интересовался этим вопросом.  Возможно, пересмотрел бы некоторые решения.
avatar
Andrew_Kl, с нынешними куе я уже начинаю думать о $ и евро, как макулатуре. Реально почти не имею валюты.
Сергей Кузнецов, Низкая доходность инструментов в долларах и евро (по крайней мере, с фиксированной доходностью), еще не повод считать их макулатурой. У меня где-то 15 % в валюте, но размещены они под доходность не ниже 4%.
Что будет дальше — посмотрим. Но не думаю, что доллар или евро значительно упадут относительно других валют. Всем, кто торгует с США и ЕС нужна конкурентоспособность, а это в том числе дешевая валюта.
avatar
Сколько веков прошло, а кризисы всегда начинаются в августе, пик в октябре. Так что почти год еще есть купить акции. Все на пенсию в 35-40-45 пойдем 
avatar
consar, 
что почти год еще есть купить акции.

это вы верно говорите.
Однако (сам не понимаю как можно  брать в кредит и отдавать менше чем брал) я уже на измене — ведь если деньги печатать сколько захочется — может и не случиться никакой коррекции на протяжении 30-40 лет (а дольше я и не проживу и мне не интересно)
consar, 
а кризисы всегда начинаются в августе
это подгребание продовольственной безопасности .

После 2008 года от кризисов нашли противоядие. При нулевых ставках можно тупо все заливать баблом и все ок. Что сейчас и происходит и никто не жжужыт.
avatar
Меня поражает 1253 банка в Америке в 1856, акции, вклады, жд дороги строили. Я плохо знаю историю России, что было у нас в это время, наверно жопа какая-то ( 
avatar
Алексей, 
словом «банк» называлась любая шарашка где работали хотя бы пара человек, сейф был и табличка над входом.
в россии на тот момент такое количество «банков» было не нужно — до конца рабовладельческого строя (некот.его кличут крепостным) ещё 5 лет.
Алексей, у нас была Крымская война и подвозы боеприпасов в крым на лошадях
avatar
Каким путем Россия поставляла зерно в Европу? Морем через С-Петербург? Если так, то возможно и влияние ж/д С-Петербург — Москва, которая заработала в 1851 г.
avatar
 На самом деле, не все так просто.
Распространенные ж/д дороги позволили США стать крупнейшим экспортером продовольствия (а до 1920-х и Саудовской Аравии) и нефти.
Дешевая поставка по ж\д стала одним из факторов успеха Генри Форда и роста автомобилестроения в США.
Распространенный телеграф позволил создать современный фондовый рынок и СМИ

теги блога зщшгнекуцй

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн