Избранное трейдера Denis Lisin
Часть первая
Часть вторая
Кто хотел конкретику — читать с третьего абзаца.
Иногда, бывает, смотришь кино или читаешь книгу, и на простых ситуациях видишь что-то из своей жизни или своих мыслей, что раньше вертелось вокруг да около, но после просмотра встало на свои места. Увиденная ситуация даёт эффект сильно упрощённой и уменьшенной в масштабе модели того, что тебе нужно понять, это позволяет увидеть всё в общем и со стороны. Последний раз этот эффект я уловил просматривая фильм “Мечты Дзиро о суши”. Многие вещи, которые в той или иной степени были в голове до этого, после просмотра обрели ясность, фильм просто пронизан истинами. Однако, вопрос — а смог бы я получить из этой истории Дзиро столько же пользы лет десять назад, когда голова не была обременена ничем подобным? Нет. Ну услышал бы я, что нужно посвятить себя чему-то одному и развивать это, достигая совершенства, понял бы о чём действительно речь, много бы взял для себя, смог бы применить? Скорее всего нет. Но, когда самостоятельно встаёшь на тот же путь и, в той или иной мере, начинаешь понимать все эти вещи своим умом, фильм выступает в роли картинки для пазла: все детали у тебя уже есть, не хватало общего вида. Но, тому, у кого нет деталек, картинка никак не поможет.
Давайте представим, что человека, не умеющего водить, но имеющего очень большое желание доехать до пункта А. Вот он покупает автомобиль, научился трогаться и уже и начинает свой путь. Что случится? Понятное дело — он устроит ДТП и не одно. Сначала он, трогаясь, врежется во впереди стоящий автомобиль, потом подрежет кого-то, потом пешехода собъёт и т.д. А теперь давайте представим, что таких людей целый город, их много, и они объединились в сообщество ездунов, создали форумы в интернете и прочие ресурсы и общаются, обсуждают ошибки друг-друга, делятся своими ситуациями, наблюдениями и мыслями, как всё таки стабильно, без аварий, доезжать до пунктов А, Б, В… Иногда даже устраивают совместные встречи. Одни говорят, что все проблемы в том, что нет чёткого алгоритма действий или целой системы — посмотри направо, налево, выжми сцепление, включи скорость, плавно отпускай сцепление и жми газ… другие говорят о том, что не нужно вообще перестраиваться из ряда в ряд и тогда не будешь врезаться, третьих больше всего, и они говорят, что все ДТП только из-за психологии — увидел много машин, растерялся, авария! есть ещё четвёртые, они утверждают, что ключом к решению всех проблем является статистика — если по утрам у вас не выходят повороты налево, то либо выезжайте не раньше чем в обед, либо утром поворачивайте только направо. Порой люди настолько глубоко погружаются в разработку неких универсальных систем правильных поворотов и перестроений, что их труды не могут не впечатлить, им даже удаётся без проблем ездить по ул. Ленина, но стоит свернуть на ул. Советскую, или на ул. Ленина начинается ремонт одной полосы, как вновь случается ДТП, и усложнение без того сложной системы продолжается по новому кругу. Не утихают споры — одни говорят, что нужно смотреть только на разметку, другие — только на знаки, третьи, что это всё ерунда и главное после трёх поворотов налево на четвёртом перекрёстке обязательно повернуть направо. Ещё в этом сообществе есть люди, дающие прогнозы, вроде того, что завтра лучше не поворачивать направо, это будет приводить к авариям, только налево. А есть ещё небольшая группа людей, и они предлагают всем остальным действенные способы, как избавиться от всех этих проблем, как не врезаться и не подрезать, у них есть чёткие проверенные системы, которыми они сами пользуются и благополучно ездят, эти люди готовы за три дня научить любого за н-ную сумму денег. Бедолаги, уже разбившие по несколько автомобилей, от безысходности идут к этим обучателям, но и там не находят решения, а только наоборот, почувствовав ошибочную уверенность, познав проверенную систему, начинают ездить на больших чем обычно скоростях и лишь быстрее разбивают свои автомобили. В итоге счастливы только салоны по продаже машин и автомастерские, и те и другие тоже предлагают научить вождению за три дня, и тоже участвуют в обсуждениях ошибок приводящих к ДТП, дают советы как нужно делать правильно, и как не совершать ошибок.
Город абсурда? Что бы такого вы сказали всем этим людям? - Очнитесь! Что это вообще за бред! как такое возможно?? очнитесь люди! Это какой-то абсурд, как вы все не понимаете, что ваши беды только от того, что вы не умеете водить, не нужно искать корень проблем в конкретных ошибках, они просто следствие того, что вы не умеете! научитесь! и всё будет нормально. И за три дня вас никто не научит, потому что вождение это много знаний и ещё больше навыков, которые нужно долго вырабатывать, один за другим, а потом правильно практиковаться, укрепляя и развивая полученные навыки, используя знания. И если только вы научитесь, сможете ездить по любым улицам и городам и днём и ночью, и ничего не будет для вас меняться — те же знаки, те же люди, те же правила…
Мы сидели на уже знакомой террасе офиса Седого, только на этот раз в бокалах был не сок, а кое что покрепче. Пятница. Это обязывает. Седой никогда не упускал повода.
— Хочешь я открою тебе истину? — вдруг спросил он меня
— Про банки?
— Да какие нахер банки, — отмахнулся он, — настоящую ИСТИНУ.
Заметки о том, как я приступил к знакомству с опционами.
Решил было сначала торговать направленно. Но много раз встречаю мнения, дескать, направленная торговля чем бы то ни было, в том числе и опционами — суть монетка. А вот продавать, говорят, стабильней и выгодней, обоcновывая это статистикой исполнения большинства опционов вне денег, и тем, что аккуратное управление и отключение жадности даст результаты. Сложно поспорить, выглядит правдоподобно. Синица в руках лучше, сказали они, имея в виду ограниченную прибыль за распад.
Выбрал для начала стренгл. Понравилась срезаная макушка, этакая шапка прибыли, держись под ней и терпи до финиша.
Первым неприятным впечатлением был подход цены к проданному краю моего стренгла (кто бы сомневался), напрягло нервишки, хотя я вроде и понимаю, что надо сделать в этом случае, но все равно, тот факт, что уже на второй день удержания позиции цена пошла к краю заставил поднапрячься) К слову, стренгл вышел не широкий, на недельных, прости господи, опционах. Считаю это ошибкой. Самой первой и глупой. Недельные подкупили кратким сроком, и быстрым получением результата) Уже после, в памяти начали всплывать строки, где говорилось, что лучше продать подальше от денег, и вероятность достижения проданных краев меньше. Т.е. первая синица едва не упорхнула от меня, когда цена пошла к краю. А так как она пошла к нижнему краю, начала расти волатильность, что еще больше наращивало убыток в моменте. Небольшой запас хода был, оставалось только следить за обстановкой. Потом цена отвернула, надолго ли, неизвестно)
Чтобы прикинуть, надолго ли, открыл дневной график фьюча на РТС. Хех, оказалось, что скорей всего, не надолго. Надо было делать это раньше, в смысле думать лучше. Посмотрел на средний размах дневных свечей. Среднее значение за последние несколько месяцев получилось 2000 пунктов в день. Т.е. это может быть как в одну сторону, так и флет по 1000 туда-сюда, при этом несколько дней в месяц бывают ходом по 3 и 4 тысячи. Т.е. открыв стренгл на ближайших страйках на недельных сериях, скорей всего потребуется роллирование убыточного края в тот же день, или на следующий. Хотя, на момент входа казалось цена пилит на месте. Обманчиво! Все надо считать. А среднее недельное значение по недельным свечам приближается уже к 5000.
В ходе торговли и многодневного наблюдения с коллегами стали чаще обращать внимание на откаты во время тренда, тщательно проанализировав данный фактор, заметили интересные факторы, половина из них не новшество, особенно для опытных, а вот некоторые могут показаться интересными.
Для примера взяты последние данные Сбербанка, в часовом формате(1 свеча — 1 час)
Ни для кого не секрет, что каждый тренд имеет откаты и, на которых опытные трейдеры докупают или допродают. К примеру, на восходящих трендах, каждый откат является признаком продаж, но в один момент, когда цена снова становятся привлекательной, игроки начинают скупать бумагу и, либо пробивают последний хай продолжая тренд либо создают разворотную фигуру, если не пробивают последний хай.
На самом деле длинна отката, время отката, а самое главное, процентное соотношение отката к основному движению могу о многом сказать.
На рисунке ниже, изображен график сбербанка. Каждая прямоугольно фигура содержит информацию о рывке и последующем откате. Красная линия обозначает границу, между движением и откатом и показывает примерный процент отката от движения. В ходе наблюдения выявилось, что