Вчера мы полтора часа общались с компанией OZON. Основные ответы давал финансовый директор компании Игорь Герасимов.
Делюсь личными впечатлениями.
Определенно, OZON — компания будущего. Никто на российском рынке не может похвастаться такими темпами роста выручки как OZON — среднегодовой темп роста выручки +61%, а торговый оборот (GMV) последние 2 года растет в среднем на 136% в год.
https://smart-lab.ru/q/OZON/f/q/MSFO/gmv/
Для начала небольшая преамбула.
Прошла неделя с публикации идеи в НМТП (https://smart-lab.ru/company/mozgovik/blog/792292.php),акция успела слетать вверх на 30% и вниз на 20%, как будто Илон Маск готов купить весь порт, а потом передумал.
Стоит отметить, что объемы были достойные, не смотря на то, что голубые фишки валяются на полу вместе с индексом Мосбиржи.
Новостная лента пестрит ужасными новостями из блумберга о падении на 25% экспорта нефти через Порты — разберемся так ли это, почему не надо паниковать и что изменилось?
Главным событием начала недели стало смягчение валютного контроля. Убрали комиссию за покупку валюты. Любопытно, что новость вышла вечером 8 апреля, а курс начал расти еще днем, после значительного укрепления. По итогу за неделю торгов без комиссии курс прибавил с 8 апреля как раз около 12%. Вот он, эффективный рынок.
Индекс Мосбиржи, на мой взгляд, пока больше отражает общую концепцию экономического состояния — неопределенность. По итогам недели индекс упал на 6,5%. Основные пострадавшие — те кто имеет отношение к депозитарным распискам. У российских эмитентов они теперь должны будут торговаться только в России. Президент подписал соответствующий закон. Депозитарные расписки иностранных эмитентов пока путешествуют по брокерам.
Главный лузер недели — Петропавловск (-27,9%), который жалуется, что не может обслуживать долги и хочет продать российские активы. Ростом в индексе отметились немногие: Полюс и Русгидро, да и то ростом это толком не назовешь — плюс пара процентов.
Цены на рынке определяются спросом и предложением. Большое предложение акций со стороны нерезидентов сейчас заморожено и будет заморожено до тех пор, пока не будут разблокированы российские ЗВР. О действиях юрлиц на бирже мне мало что известно, но я не думаю, что юрлица в текущей ситуации будут чистыми покупателями на рынке акций, скорее наоборот.
Фактически, мы приходим к тому, что сейчас судьба рынка зависит только от спроса со стороны инвесторов-физических лиц.
Когда и в каком случае этот спрос будет расти?
Облигации — инструмент, который на первый взгляд намного проще акций. Рисков меньше, доходность небольшая и немного выше депозитов. Но здесь, как это часто бывает — дьявол кроется в деталях.
Небольшой ликбез
Что такое облигация? Фактически это кредит компании, разделенный на много частей. Покупатели — это кредиторы компании, которым платят проценты (купоны), а в конце срока возвращают тело долга.
Количество облигаций на нашей бирже в разы превышает количество акций. Как и в акциях, есть несколько разновидностей облигаций.
Котировка облигаций — это процент от номинала. Чаще всего номинал — 1000 рублей, но бывает, что номинал индексируется на инфляцию. Например ОФЗ 52002, где ставка купона всего 2,5%, но платят ее от номинала, который увеличивается, исходя из показателей инфляции.
Есть облигации у которых номинал амортизируется — это когда вместе с купоном в какой-то момент вам отдают часть тела долга. Например, практически все муниципальные облигации такие. В целом такой тип хорош лишь тем, что тело долга возвращается быстрее.
Новая реальность российской экспортной экономики нуждается в новых логистических маршрутах — европейцы все больше отказываются от российских товаров и будут отказываться в будущем. Если говорить о самом важном российском товаре — нефти и нефтепродуктах, то вариантов транспортировки на дальние расстояния всегда было 2:
1. Трубопроводы, которые исторически направлены в страны ЕС со времен СССР;
2. Морская перевозка с использованием танкеров и портов.
Поставки нефти через трубу в ЕС занимают около 150 млн тонн за год. Так или иначе данный объем будет снижаться, наиболее русофобские европейские страны уже отказываются покупать российскую нефть или покупают прибалтийскую смесь, в которой 49% urals и 51% brent’a.
Рост перевалки нефти через нефтеналивные порты неминуем, он уже происходит с марта месяца и ориентирован в Азию (Индия, Китай и другие).